Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына

Кадр из к/ф "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына"

Кадр из к/ф "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына"

«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», «Сибириада», «Андрей Рублев» — вот он неполный список фильмов, от одного только упоминания, которого у заядлого киномана встает шерсть на загривке. Известный кинорежиссер и сценарист Андрей Кончаловский явно не лишён таланта. Впрочем, и другие его художественные кинофильмы, снятые в более коммерческом, нежели авторском, стиле не так уж и плохи. «Поезд беглец», «Танго и Кэш» фильмы, снятые хоть и для массовой аудитории США, но сняты добросовестно и смотреть их интересно. А в 2014-м году до больших экранов добрался крайний фильм Кончаловского.

Кадр из к/ф "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына"

Кадр из к/ф "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына"

«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» — не просто художественный фильм, а настоящий творческий эксперимент. В фильме не играет ни одного профессионального актера, для него не выстраивались отдельные декорации и не применялась массированная компьютерная графика. Реальность создания киношедевра гораздо прозаичнее. Все съемки происходили на настоящей натуре, в небольшом отдалении от проторенных дорог цивилизации, в обычной деревушке где-то на севере европейской части России. Выбор подобного антуража обусловлен тем, что рассказывается история обычного сельского почтальона, который носит газеты и пенсию своим односельчанам. А заодно привозит хлеб и прочее необходимое с «большой земли». А сколько таких «островов» раскидано по России? Сотни, да тысячи.

Кадр из к/ф "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына"

Кадр из к/ф "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына"

Некая удаленность поселения от «центра» обуславливает склад жизни в деревеньке. Молодежь вся уехала в города, преимущественно в Архангельск, да в районный центр. А на земле остались только старики, да приезжающие к ним на лето внуки. Но, далеко не у всякого старика в жизни присутствует подобная радость. На первый взгляд может показаться, что в фильме царствует классическая чернуха. Плохо устроенный быт, особенно с точки зрения горожанина, повальное пьянство, особенно с точки зрения трезвенника, воровство и недоверие, особенно с точки зрения полиции, коррупция и подкуп, особенно с точки зрения чиновника. После первых получаса просмотра за душу берет настоящая тоска, кажется, что вот, у людей там настоящая безнадёга! Оттуда не вырваться. А авторы еще и усиливают впечатление сопоставляя почти исчезнувшую с лица земли деревню, с никому не нужными жителями, самым что ни наесть высокими технологиями. Посреди этой разрухи выводятся в космос космические аппараты.

Кадр из к/ф "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына"

Кадр из к/ф "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына"

Но, постепенно понимаешь, что никакой разрухи нет, что это и есть жизнь, но она совсем не такая к каковой мы привыкли. Она другая, где другие заботы, где другие идеалы, где другие интересы. Люди в этой деревне живут и им такая жизнь по душе. Они привыкли к своей земле, к чистому воздуху, к питьевой воде которую можно черпать ведром прямо из реки, к лесу полному грибов и ягод, к жирной рыбе, которую можно ловить, а потом варить в ароматнейшую уху. Просто другая жизнь, непохожая на жизнь горожанина, но от этого она совершенно не становится ни плохой, ни убогой.

Кадр из к/ф "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына"

Кадр из к/ф "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына"

В кадре показана обычная жизнь крестьянских хозяйств. С крепкими срубами, с картошкой, посаженной в поле, с рыбацкими лодками, с поселковым автобусом, паромом наконец. А какие природные красоты окружают этих простых людей! Мы едем за ними на другой край света, а они вот они, прямо тут, под боком. И самое главное, такая жизнь им нравится. А, что еще нужно для счастья человеку? Но особой канвой, через весь фильм у Кончаловского проходит тема одиночества. Ведь большинство персонажей в фильме одиноки до глубины души. Главный герой Алексей Тряпицын одинок, он один живет в большом доме, он просыпается каждое утро, встаёт, пьёт чай, идет разносить почту. А для чего все это? Его друг Колобок зашёл в своем одиночестве намного дальше, для него даже водка уже не лучшая подруга. Вот от этого и становится страшно, ведь мишура современной жизни не дает никакой уверенности в том, как ты будешь потом и с кем ты будешь коротать длинные зимние ночи.

Кадр из к/ф "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына"

Кадр из к/ф "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына"

В целом кинофильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» смотрится на одном дыхании. Заслуга тут не только небывалых красот северной природы, но мастерство режиссера с кинооператором сыграло свою роль. Постоянные общие планы, движение, показанное на своей последней фазе, не дают мозгу расслабления, а неизменно заставляет его восполнять пропущенные моменты и состыковывать общее с частным. Так, кадр за кадром и проходит незаметно целых полтора часа экранного времени. Заслуживает отдельного упоминания и актерская работа, если можно назвать актерами обычных сельчан. Не вырванные из своей среды и не сломленные непривычным действием и поведением, все сельчане настолько гармонично смотрятся в кадре, настолько правдоподобно играют самих себя, что никакой самый-присамый вредный Станиславский не посмеет выкрикнуть: «Не верю!». Тут хорош каждый из персонажей, начиная от самого почтальона и заканчивая маленьким мальчишкой, сыном тайной зазнобы Тряпицына. Временами создается полное впечатление, что на экране мелькают сцены не художественного кинофильма, а научно-популярной документалистики с канала Discovery. Так похожа подача материала, не хватает только закадрового голоса, иногда поясняющего происходящее не самому смышленому зрителю. Фильм настолько правдоподобен в своей откровенности, что после просмотра даже хочется самому окунуться в эту чистую и открытую среду хотя бы на пару дней или на недельку, почувствовать наконец себя человеком наедине с природой.

Кадр из к/ф "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына"

Кадр из к/ф "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына"

Стоит ли смотреть «Белые ночи»? На мой взгляд стоит однозначно. Но совершенно не следует ожидать от фильма какого-то развлечения, он хоть и игровой, но совершенно не развлекательный. И именно поэтому, к просмотру необходимо подойти основательно, прогнав прочь все свои предвкушения о нелепых спецэффектах, взрывах и путешествиях к далеким планетам. В фильме Кончаловского все твердо стоят на своих ногах на земле и в том числе по этому его стоит посмотреть.



Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: Один комментарий

  1. kvv Автор записи

    Кстати, в фильме отчетливо показана социальная роль Почты России. Она не только великий тормоз, она подчас единственная веточка цивилизации, которая соединяет раскиданные по стране "острова" с материком.

Добавить комментарий