Сообразить еще один обзор в стиле сравнения классики с новоделом меня побудил тот факт, что за последнее десятилетие на отечественные экраны посыпались, словно из рога изобилия, новые реинкарнации старых кинофильмов. Логика тут понятна, если в прошлом кинофильм вышел успешным, то почему бы не повторить успех предков и не переснять все заново, получив свою порцию аплодисментов. Вот только одна небольшая проблемка — удачный фильм, путешествующий сквозь годы, складывается из невероятного количества маленьких, но гениальных побед. Нельзя просто скопировать сюжет, движения камеры, антураж. Нужно переосмысливать каждую реплику, каждое движение актера в кадре, каждую монтажную склейку. И именно по этой причине, на мой взгляд, почти все отечественные ремейки с треском провалились. Зритель, даже нынешний, просто не принял грубую подделку чего-то такого хорошо знакомого из далекого детства.
На этот раз сравним несомненный хит и шедевр советского кинематографа, фильм, на котором выросло не одно поколение советских людей. А также его современную, переиначенную версию.
Подкидыш (1939)
Об этом фильме ходили легенды, о нем всегда вспоминали с искренней теплотой, а фраза «Муля, не нервируй меня!», вспоминается при каждом удобном случае. По сути, «Подкидыш» стал настоящей классикой советского кинематографа, незабываемой народом и не теряющей актуальность даже спустя десятилетия после своего выхода на экраны. Да, его не демонстрируют каждый раз в Новый Год, но тем не менее, мы фильм любим и помним. И даже на IMDB кинокартина удостоилась 7.7 баллов из 10, что уже не мало. Но, к сожалению, поколение молодое совсем не знакомо с «Подкидышем», большинство молодых людей даже и не слышало о таком фильме, а смотреть черно-белую картинку их и коврижками не заставишь. Хотя, усилиями реставраторов черно-белый фильм раскрасили, вполне не дурно, а заодно увеличили разрешение картинки. Лучше она не стала, но на современных устройствах смотрится не так уж и плохо. Именно такую версию, раскрашенную и растянутую, я и посмотрел, освежил свои воспоминания.
Сюжет «Подкидыша» я разжевывать не будут. Это классическая комедия положений, где в качестве источника случайности выступает маленькая девочка, по своему любопытству ушедшая из дома и совершившая небольшое путешествие по городу. Основной же конфликт завязывается на теме постоянного исчезновения девочки из нового круга знакомств. Вот она попала к геологу, за краткий миг они успели сродниться, и геолог прикипает к ребенку всем своим сердцем, а она уже ушла дальше, к новым встречам и новым людям. Вот на подобной неказистой закваске и стоится все повествование.
Но притягательность киноленты кроется вовсе не в сценарии. Куда большую роль в кинофильме играют сами актеры. В «Подкидыше» режиссеру удалось собрать настоящую плеяду мастеров экранного дела, которые удачно дополняют друг друга и благодаря положительной синергии в целом создается впечатление о феноменальной игре актеров. Но если рассмотреть всех и каждого по отдельности, вне ансамбля, то получается ничего выдающегося. Рина Зеленая — отчаянная тараторка на экране, с которой никто не может справиться. Да, ее воплощение домработницы просто превосходно, но смогла бы она вытянуть весь фильм в этом амплуа? Фаина Раневская блистательно произносит свою коронную фразу, но можно ли только на ней одной продержаться весь фильм? Ростислав Плятт настолько великолепно и точно передал стрессовое состояние взрослого мужчины внезапно столкнувшимся с человеческим детенышем, что сам фильм похоже стал для него не только дебютом на большом экране, но и послужил удачным трамплином для будущих ролей. Все актеры сработали слаженно и только благодаря вкладу каждого из профессионалов, фильм получился таким, каким он нам и запомнился. Нельзя никого выделить из актеров, ничья роль не оказалась на экране второстепенной или малозначимой. Убери из кадра добродушного милиционера и все, вся сложившаяся картинка восприятия рассыпается в ничего не значащий набор фраз и движений.
Но из каждого правила есть свое исключение. Из всей когорты актеров хочется выделить только одну актрису, которая задавала тон на протяжении всего фильма. Роль маленькой девочки Наташи, тайком ушедшей из дома на прогулку, исполнила Вероника Лебедева. И она так удачно вписалась в кинокартину, что было бы не удивительно, если вся дальнейшая судьба у нее была связана с кино. Но нет, роль девочки Наташи оказалась единственной у Вероники Лебедевой. А как сложилась ее дальнейшая судьба можно узнать в исследовании группы «Знай наших!».
Помимо наслаждения актерской игрой, пытливый ум и зоркий глаз может полюбоваться довоенной Москвой. Съемки кинокартины проходили в Москве, в самом центре, преимущественно на Чистых прудах, Тверской улице, часть эпизодов снята на ВДНХ. Да, это одни из самых посещаемых мест столицы, самые отмытые и надраенные части города, настоящая визитная карточка Москвы. Но тем не менее, интересно посмотреть на то, как выглядел город 80 с хвостиком лет тому назад.
Да и в целом при просмотре кинокартины автоматически начинаешь пропитываться той самой махровой советской идеологией становления могучего государства. Ведь 39-й год, дата выхода кинокартины на экраны, это всего лишь год спустя окончания «Большого террора», массовых арестов, расстрелов без справедливого суда и следствия, высылки в лагеря и прочих репрессий со стороны государства по отношению к своим гражданам. На стенах кабинетов висят портреты Сталина, а вся обстановка, везде, и на улице, и дома, и в милиции, до стерильности вылизана. В ней просто нет места ни единой бактерии, ни антисоциальному элементу, да даже обыкновенному бытовому пьянице в кадре места не нашлось.
Но и этого мало. Вся атмосфера фильма пронизана приторной идеализацией советского общества. Погода на улице летняя, солнечная, но не знойная, светит солнце, тепло. И даже кратковременные осадки неспособны нанести сознательным горожанам хоть какой-то вред. Как только дождик прошел, на небе снова засияло солнце, и все граждане вернулись к своим привычным делам. Картинка на экране настолько напомажена, что создается впечатление, что зритель наблюдает за выставочной семьей, где все дети беззаветно любят и беспрекословно уважают своих родителей, милиция строгая, но справедливая, с радостью берется за любое, даже пустяковое дело, и не жалея живота своего гоняется за пропавшим ребенком по всему городу.
Но именно такими и были фильмы тех лет. Кино стало настоящим рупором пропаганды новой власти, нового социального и экономического строя. Именно с экрана население страны, пережившее Первую мировую и Гражданскую войну, голод, неустроенность и разруху, должно понимать к чему стремиться, какое состояние To Be должно у них быть. Однако, подобная «потемкинская», показная жизнь явно предназначалась не для всех. Ведь главные герои относятся, как не трудно догадаться, к элите советского общества. Семья Наташи проживает в столице, в отдельной квартире, где-то рядом с Бульварным кольцом, у них есть служанка (или домработница, что более толерантно в социалистическом обществе), мать семейства не работает, а занимается воспитанием детей, отец же, видимо номенклатурный или партийный работник, занят очень важными делами. Да и родители одноклассников тоже не самые простые люди, раз имеют возможность разъезжать на служебном автомобиле с водителем по городу для улаживания даже не своих дел. Так что хорошая жизнь в Советском Союзе предназначалась далеко не для всех.
Так что же до рекомендаций? Смотреть ли «Подкидыш» образца 1939 года? Мое резюме — смотреть обязательно и можно в цвете. Кинофильм нисколько не потерял актуальности, а погружение в культуру наших предков только расширяет кругозор зрителя.
Подкидыш (2019)
Спустя несколько дней после просмотра оригинального «Подкидыша», я ознакомился с современной версией этого же кинофильма, выпуска 2019 года, совсем свежего. Ремейк ли современный фильм того старого киношедевра? Безусловно. Совпадает не только наименование кинофильма, но и повторяется сюжет.
Правда современные авторы решили блеснуть своими познаниями и ввели в оригинальный сюжет дополнительные сюжетные линии. По задумке, они должны были вытянуть изначально слабенький сюжет придуманный в первой половине прошлого века. Но, на мой взгляд, нововведения не смогли кардинально изменить общую канву повествования, а только дополнительные минуты хронометража добавили. Второстепенная сюжетная линия с каким-то живодером, мелкой псинкой, то теряющейся у своей хозяйки, то снова появляющаяся, никакой особенной смысловой нагрузки в кинокартину не привнесли.
Еще одно изменение в киносценарий, которое нельзя не заметить. Если оригинальный кинофильм — комедия положений, то современный «Подкидыш» куда жестче и ближе не к комедии, а скорее к фильму категории экшн. Тут есть и погони, и лазания по стенам, и стычка с главным злодеем, которого в 1939 году в фильме попросту не было, ну и конечно же легкий, на уровне старшей группы детского сада, мордобой.
А вот исчезновение того самого геолога, блистательно реализованного Пляттом, поставило всю сюжетную линию под вопрос. Отсутствие геолога потянуло за собой и отсутствие самого подкидыша, ведь именно геологу «подкинулась» ушедшая гулять потеряшка.
Вообще, если посмотреть внимательно на обе картины, в новой киноленте реализуется жизненная модель As Is (как есть в действительности). Нам авторами преподносится жизнь такая, какая она есть у миллионов наших соотечественников. В кадре присутствует неулаженная семейная жизнь, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, кибер-атаки и прочие незаконные действия. В оригинале же зрителю предлагалась, напомню, сказка категории To Be (как оно должно быть). Более того, сама жизнь в формате As Is является не просто отображением окружающей жизни, а скорее ее пороки доведены до крайней степени, в первую очередь в беспринципности обеспеченных людей. Можно долго рассуждать над тем, могут ли бизнес-леди иметь возможность делать все, что им вздумается благодаря своим связям, а чиновники просто плевать на людей, даже самых близких, но жизнь немного более сложная штука, так говорит жизненный опыт.
Оригинал пронизан и пропитан до последнего кадра коммунистической идеологией, даже если она и не бросается в глаза. Но спустя 90 лет идеология круто поменялась. Теперь на смену усатому товарищу Сталину пришла невидимая рука рыночного капитализма. И вместо рассуждений и переживаний о долге и товарищах, на экране страдания по поводу цен, распродаж и кафе-ресторанов. Впрочем, в этом отношении авторы современной версии вовсе не покривили душой. Все практически так и есть.
Сравнивая кинофильмы интересно подмечать и те изменения, что произошли в столице. Если девочка Наташа 39-го года совершала свое путешествие в районе Чистого пруда, то ее современная реинкарнация блуждала по городу уже в районе пруда Патриаршего. На ВДНХ она потом не поехала, но основные ландшафтные улучшения города в кадре запечатлели. Не обошлось и без упоминания пробок на улицах столицы. Куда же без них в огромном мегаполисе. Пробки — основа жизни и существования нынешнего москвича, без них никуда не выехать, никуда не добраться.
Так стоит ли смотреть «Подкидыш» выпуска 2019 года? Нет, не стоит. Фильм получился средненьким, проходным. Отвращения не вызовет, но и не запомнится примерно ничем. Все дело в том, что при слабом сюжете в целом, спасти кинокартину сможет только гениальная актерская игра. Что и произошло в первичном кинофильме. Повторить актерский успех, при том бюджете, что нарисовался в 2019 году, по всей видимости у продюсеров и режиссера не вышло, от того не вышел и конечный результат.