Оживляем камеру моментальных снимков Polaroid

Пачка из 8-ми "фотографий" от Impossible Project для Polaroid 600

Пачка из 8-ми "фотографий" от Impossible Project для Polaroid 600

В конце 80-х и вплоть до конца 90-х годов, аналоговая пленочная фотография шагала по планете огроменными шажищщами. Усилиями таких компаний как Kodak и Fuji, даже в России, можно было с легкостью купить недорогую цветную фотопленку, отснять ее «мыльницей», отдать на проявку и печать, в любом продуктовом магазине. Но цифровые технологии с успехом начали задавливать аналоговую фотографию с самого начала 2000-х и вконец добили её спустя несколько лет. Я уже писал о сравнении пленки и цифры, а так же пробовал немного ломографии. Ну и вот, пришла пора опробовать еще одну технологию аналоговой фотографии из прошлого.

Из подросшего, наконец-то, поколения, мало кто знает, что в эпоху расцвета бытовой фотосъемки на пленку в мире шла нешуточная борьба между компанией Polaroid, представляющей на рынке камеры для моментального получения фотоснимка и всеми остальными игроками. Уникальность решения Polaroid заключалась в том, что фотограф держал в своих руках не просто фотокамеру, а настоящую мини-фотолабораторию, которая выплевывала после съемки на руки сразу готовую фотографию. Удивительно, но это факт, такая техника не только существовала, но и давала вполне удовлетворительные результаты. Нажал на спуск и через каких-то 10-15 минут, у тебя в руках готовая фотография.

Вся суть технологии моментальной фотографии заключалась в особой фотобумаге, вернее даже не совсем фотобумаге, а целом фото-модуле. Модули для моментальной фотографии поставлялись в кассетах, по 10 штук в каждой. Каждый из модулей выглядел как небольшая, размером 7х7 см фотография, обрамленная в белую рамку. В нижней части рамка была значительно больше по размеру, чем во всех остальных частях. И именно в ней притаилось все know-how изобретателей. Если присмотреться к моментальной фотографии с задней стороны, то на этой крупной рамке видно три отсека.

В этих отсеках до момента съемки хранятся три вещества, которые проявляют позитивную пленку, закрепляют ее и промывают. Хотя, возможно, процесс идет немного и по-другому. Химикаты проявляют негатив пленки, затем переводят негатив в позитив, и, в конце концов, закрепляют получившийся результат. А может быть, все немного сложнее. Постойте, а почему именно пленки, а не фотобумаги? А потому, что сам фото-модуль и есть позитивная фотопленка с подложкой, которая позволяет смотреть на фотографию не на просвет, как мы привыкли делать это с фотопленкой, а в отраженном свете как с обычной фотографией.

Камера моментальной фотографии Polaroid Close-Up 636

Камера моментальной фотографии Polaroid Close-Up 636

Во время процесса снимка, сначала происходит экспонирование светочувствительной пленки, затем в момент, когда фотография выезжает фотографу в руки, она прокатывается через пару валиков, которые выдавливают химикаты и распределяют их равномерно по всей площади фото-модуля. И вот тут-то начинается все таинство моментальной фотографии. Она начинает постепенно проявляться, на ней появляется изображение. Процесс занимает несколько минут и саму фотографию, на все это время, необходимо держать в темноте, что бы слишком яркий свет не мешал процессу проявки.

636-й Polaroid. Вид сзади. Видоискатель без какой-либо оптики.

636-й Polaroid. Вид сзади. Видоискатель без какой-либо оптики.

Как видно, вся соль моментальной фотографии от Polaroid, заключается именно в самих фото-модулях. Что прямо отражалось на стоимости и специальных фотоаппаратов Polaroid и фото-модулей для них. Камеры стоили сущие копейки, а вот закупиться большим объемом «пленки» для них, мог разве, что крупный бизнесмен того времени. Каждая упаковка из десяти будущих фотокарточек стоила, если мне не изменяет память, порядка тридцати долларов. Страшные деньги по тем временам. На них можно было прикупить несколько упаковок 3-х дюймовых дискет. Но, не все было гладко в «датском» королевстве, качество получаемых фотоснимков оставляло желать лучшего.

Камера Polaroid 636 в закрытом состоянии

Камера Polaroid 636 в закрытом состоянии

Недорогие, даже откровенно дешевые фотокамеры Polaroid для моментальных снимков, оснащались очень простенькими, зачастую пластиковыми линзами объективов. На большинстве моделей камер оптика работала в гиперфокальном режиме, когда наводиться на резкость не было необходимости, все поле кадра итак было в зоне резкости. А для съемки макрофотографии, выдвигалась специальная пластиковая линза. Говорить о том, какие искажения возникали на фотографии, не приходится, лица людей плющились и только отдаленно напоминали только что красовавшихся перед заморской техникой «моделей».

Но и это еще не все. Сама технология моментальной фотографии совершенно не предусматривала ни особой четкости изображения на снимках, ни точной цветопередачи. Зачастую разобрать, кто же снят на конкретной карточке, можно лишь по общим формам и одежде. Но, кроме того — отснятые материалы очень плохо переносили солнечный свет и быстро теряли все краски цветов, если вдруг их случайно помещали на длительное время под прямые солнечные лучи. Кроме Солнца, снимкам вредила и повышенная влажность, растворяя нежные материалы и коробя поверхность фотографии.

Обратная сторона фотографии. Хорошо видны три отделения для химикатов.

Обратная сторона фотографии. Хорошо видны три отделения для химикатов.

Но, несмотря на все эти недостатки, моментальная фотография была на редкость популярной. Ведь, каждому хочется снять и сразу же посмотреть результат (именно так и работает современная цифровая съёмка). Особенно, такая возможность радовала парочки, задумавшие снять пару-тройку интимных фотографий, без какого-либо риска быть скомпрометированными в местной фотолабе. На пике популярности, фотокамеры Polaroid, одно время даже производились в России. Ну, а потом, компания успешно обанкротилась. Последовала череда покупок и продаж, пока, в конце концов, европейский холдинг не выкупил последний действующий завод Polaroid по производству техники моментальной фотографии. Случилось это в 2008-м году. Компания Impossible project, получив в свою собственность не только завод, но и торговую марку Polaroid (для производства фототоваров), обосновалась в нескольких европейских странах и начала свою деятельность по возрождению легендарной технологии Polaroid.

Made with pride in Enschede, the Netherlands.

Так, с гордостью заявляют о своем продукте в Impossible.

На конец 2014-го года, у Impossible штат уже около 130 человек, и они не только восстанавливают старые камеры Polaroid, да выпускают кассеты с фото-модулями, но и проектируют и продают свои собственные камеры моментальной аналоговой фотосъемки. Работа поистине захватывающая. Поэтому, сейчас и протестируем пачечку фото-модулей от Impossible в старом и проверенном временем 600-м Polaroid Close-Up.

В отличие от оригинальных кассет, производимых еще американской Polaroid, новомодные голландские отличаются следующим:

  1. Время проявки увеличено до 30-40 минут;
  2. Температура проявки не должна быть ниже 13 градусов по Цельсию;
  3. Количество фотографий в одной кассете уменьшено с 10 до 8;
  4. Стали доступные не только обычные белые рамки, но и множество других. Дабы фотограф-любитель не заскучал, рассматривая свои никудышные снимки;
  5. Упаковка сделана из переработанной марихуаны.

Кстати, цена на одну кассету осталась практически на том же уровне, что и двадцать лет тому назад. Итого, стоимость одного снимка составляет всего-то пару сотен рублей (сравнивать с «бесплатной» «цифрой» даже не хочется).

При покупке кассеты, очень важно помнить, что качество фотоснимков сильно зависит от того, когда она была выпущена и как хранилась. Impossible не рекомендует использовать кассеты выпущенные больше года назад, видимо, что бы сердце разочарованного потребителя не возгорелось бы праведным гневом в отношении производителя. Но и хранить кассету нужно в прохладном месте весь ее срок до использования, и категорически не подвергать замораживанию.

Итак, для тестирования была приобретена упаковка фотографий от Impossible для линейки 600-х Polaroid, до конца срока использования осталось еще больше двух месяцев, а заморозить при перевозке не должны были, морозов еще не было. Так что все в порядке, вперед на улицу. Вперед за давно забытым звуком выезжающей фотокарточки. Вообще, при сроке проявки в 40 минут и цене в 200 рублей за одну фотку, можно смело брать обычный пленочный фотоаппарат, отщелкать целую пленку и по увеличенному тарифу заказать экспресс проявку и печать. И то получится дешевле. Не говоря уже про цифровые фотокамеры, где весь этот процесс пройдет еще быстрее и еще дешевле. Конечно, жужжащий звук выезжающей карточки, стоит многого, но, в самом деле, не 200 же рублей?

Результат съемки на Polaroid

Результат съемки на Polaroid

Но, к моему стыду, меня ждало полнейшее разочарование от ожившей технологии. Увы, похоже, что дорогущая «пленка», все же хранилась не так как ей положено было храниться. Получившиеся фотографии, вышли практически лишенными цвета. Да, общая гамма сохранялась, но складывалось полное впечатление, что снимки пролежали в альбоме десятилетие и, полностью деградировав, всплыли на свет. Ни цвета, ни достаточного контраста. А первые снимки вообще, выходили слишком уж светлыми, пришлось подкручивать экспонометр на фотоаппарате.

Фотокарточка Impossible. Слева без обработки в Photoshop. Справа с обработкой.

Фотокарточка Impossible. Слева без обработки в Photoshop. Справа с обработкой.

Так имеют ли право на жизнь моментальные снимки? На мой взгляд, вполне имеют. И это подтверждается разработками других компаний, которые выпускают цифровые камеры с встроенным фотопринтером. Технология более компактная и дающая заметно лучшее качество изображения, чем традиционный Polaroid.

Фотокарточка Impossible. Слева без обработки в Photoshop. Справа с обработкой.

Фотокарточка Impossible. Слева без обработки в Photoshop. Справа с обработкой.

А можно ли считать удачной идею по реанимации аналогового Polaroid? Несмотря на мое полное фиаско, я считаю, что наличие возможности воспользоваться весьма странной камерой и снабдить своих друзей необычными снимками, стоит той тысячи с лишним рублей, которая потрачена на очередную кассету. А, что? В то время, когда все бездумно щелкают на бездушную «цифру» у вас есть возможность выделиться и сразить всех наповал своей неординарностью!

Дерзайте!

Update 2022. Спустя 8 лет после эксперимента удалось найти один из снимков, который был снят в цвете.

фото, полароид, polaroid, impossible, impossible project, 600

Фотография на возрожденную Impossible Project фотокарточку спустя 8 лет.

К сожалению, чуда не произошло. Карточка за 8 лет полностью продеградировала даже находясь в фирменном защитном пакетике. Цвет полностью ушел. С оригинальными Polaroid из прошлого, когда трава была зенелее и все такое, подобное не происходило.



Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
trackback
8 лет назад

[…] бойкот американской корпорации. Выкинуть все фотоаппараты и все […]

Наталья
Наталья
3 лет назад

Даже не знаю, лично мне нравится фотографировать на полароид как раз таки из-за получаемого результата. В конце концов, даже у этих фотокарточек с плохим качеством есть своя атмосфера.

trackback
1 год назад

[…] лет назад я уже предпринял попытку оживить фотокамеру моментальных снимков Polaroid 600. […]