Так называемое зло (Das sogenannte Böse). Конрад Лоренц.

1963

Конрад Лоренц — личность безусловно историческая. Трудно найти человека или ученого, кто смог сделать для этологии больше чем он. И пожалуй именно его работы дали мощный толчок к дальнейшему развитию такой науки, как сравнительная этология.

rp_1378167_1378167_xl.jpgКонрад не только занимался изнурительным исследованием поведения различных животных, анализировал его и докапывался до истинных его причин, но и всячески популяризировал науку среди обычных людей. Не в последнюю очередь на службе у популяризации стояли книги Лоренца. Как правило, они лишены слишком уж научных оборотов и сухости языка ученого. А скорее наоборот. Книги Конрада достаточно научно-популярны, что бы с их содержанием могли ознакамливаться не только ученые, но и люди только интересующиеся наукой. В активе ученого несколько книг на тему его многолетней работы и любому человеку, неровно дышащему к науке, стоит ознакомиться с ними всеми. В них раскрываются различные аспекты поведения животных, а непосредственно книга "Так называемое зло" посвящена практически полностью только одному эволюционному изобретению — агрессии. Да-да, то самое чувство, которое знаком всем нам и которое некоторые из нас даже не могут контролировать.

Если посмотреть на произведения Конрада Лоренца, то он вполне талантливый писатель, который может писать умные вещи, совершенно простым языком, не вгоняя читателя в академическую скуку. Но, что касается именно "Так называемое зло", то тут все не так гладко. Книга весьма объема по количеству текста, и весьма трудна для понимания в некоторых моментах. Да, что там таить, почти каждая глава излишне затянута и пестрит весьма глубокими и детальными объяснениями опытов, экспериментов, выводов. С одной стороны это очень хорошо, глубже понимаешь все происходящее, но с другой, уже на середине главы начинает клонить в сон, от обилия повествования о цихлидах, гусях и тому прочих созданиях божьих.

Развитие агрессии, как одного из основополагающих инстинктов выживания, в животном мире, по наблюдениям автора книги, шло во многих ветвях эволюции практически одинаково. Что еще раз доказывает верность выбранного "слепой" природой метода. Не исключением является и человек, как существо из множества животного царства. Первоначально агрессия использовалась, как инструмент позволяющий выжить в суровом мире, и использовалась исключительно для отъема ресурсов у окружающей среды. Но, как только окружающий мир был побежден, как агрессия молниеносно переориентировалась внутрь одного вида. И особи одного и того же вида, стали агрессивны друг с другом. Так подстегивается отбор лучших из лучших. У человека, почти полностью победившего внешнюю среду и поработившего природу, вся агрессия обратилась внутрь социума. И появилась конкуренция, в том числе и коммерческая. Да, мы бьемся друг с другом не на жизнь, а на смерть в пространстве экономики и борьба эта ничуть не менее ожесточенная, нежели битва травоядного с набросившегося на него хищником.

Феномен агрессивности, как фактора движения вперед по эволюционной лестнице, волновал ученых уже очень давно. Еще даже З. Фрейд, дал своеобразное определение агрессии, разумеется применимое в первую очередь к человеческому социуму: "Способствующим агрессии фактором является, так же и недостаток социальных контактов и особенно их лишение (утрата любви)". Для человека, существа социального, по всей видимости утрата социального контакта весьма существенный фактор. Ведь недаром, у нас издревле считается наказанием - лишение свободы и заключение в темницу с лишением контакта с внешним миром. Что еще больше повышает градус агрессивности индивидуума. С другой стороны, люди в современно обществе чрезмерно одиноки, а социальные сети, эдакие заглушки вместо реального общения, лишь только подсыпают угля в огонь. И неудивительно, что лучшим местом для поиска агрессивно настроенных людей стоит нынче считать именно социальные сети. Эдакие прибежища одиноких, но очень агрессивно настроенных против своих же современников людей.

Инстинкт агрессивности, кроме врожденности, является еще и достаточно сложным для своего изучения. Признаки агрессии могут возникать у различных особей одного и того же вида, по совершенно разным причинам и зачастую весьма спонтанно. Но, многие стохастические события, или скорее кажущиеся таковыми, на самом деле являются результатом весьма сложных закономерностей. И если как следует проанализировать события, то окажется, что подобные всплески активности вырождаются в весьма интересные артефакты. Автор книги, например, очень четко обозначает, что традиции (культурные, социальные нормы) в обществе есть ни что иное, как ритуально закрепленные последовательности агрессивного поведения тысяч поколений в прошлом. И служат они в первую очередь для обуздания этого агрессивного поведения. Ведь, если кто-то, в вашем присутствии будет плевать на пол в музее, в вас подобное поведение вызовет вспышку агрессии. Все происходит совершенно естественным образом и не будь в составе инстинктов возможности торможения, то каждый подобный инцидент кончался бы членовредительством. Особое внимание автор уделяет различию культур у разных народов. Эти различия возникли не просто так, для этих различий были веские основания и стоит относиться к ним с уважением, а не огульно охаивать их как неполноценные.

Не обойдена стороной и такая важная тема, как взаимодействие полов в рамках агрессии. У автора получилось вычленить из потока данных на самом деле интересную информацию. Конечно, наблюдения делались в основном на тропических рыбках, на гусях, да на собаках. Но, они более или менее точно транслируются на всех других животных. Так, почти у всех животных, существует внутренний запрет на нанесение вреда самке. Так, например, кобель собаки никогда или почти никогда (сильно наглеть конечно не стоит), не укусит суку. Пускай последняя даже и встанет в максимально агрессивную позу. В худшем случае кобель переадресует вспышку своей ответной агрессии на безобидный предмет, палку, дерево, человека или на другого кобеля, в отношении которого нет подобного запрета (разумеется, тут уже включается другой запрет, который существует у сильновооруженных видов, к которым собаки безусловно относятся и стычка скорее всего не будет закончена гибелью, так несколько не смертельных укусов).

Очень интересно раскладывается по полочкам и связь, агрессии, реакции на агрессию и сексуального поведения. Для более слабого существа, в случае нападения более сильного, лучшим способом является бегство. Так и в взаимоотношении полов, сексуальное поведение связано с агрессией и нападением (хотя бы и ритуальным) со стороны самца и бегством и подчинением со стороны самки. Очень меткое наблюдение. Но, автор пошел еще дальше. Он вывел (на основе наблюдений и опытов), что при образовании пары изначальное подчинение самки со временем проходит и она уже начинает демонстрировать свое агрессивное поведение в сторону своего самца. Но, у него-то стоит внутренний запрет, он не может адекватно ответить на столь наглое нападение со стороны своего же союзника. И ответная реакция агрессии стравливается именно так, как описано в предыдущем абзаце. К тому же, у большинства (а может быть и у всех существ) "браки" строятся в большей степени на все той же агрессии, которая скомпенсирована любовью и привязанностью. А в случае разрыва союза, возникает так хорошо всем известная ненависть. Не зря в народе именно так и говорят, что от любви до ненависти один шаг. Причем, подобному чувству подвержены не только люди, но и другие животные. И действительно оно так и есть, стоит только присмотреться повнимательнее.

Не обойдена вниманием и еще одна тема связанная с агрессией. Ближе к концу произведения, Лоренц, подходит к теме "воодушевления". По его мнению, воодушевление связано напрямую с защитой тех ценностей, которые существуют в культурах, традициях и нормах существа. И чем сильнее эти установки, тем, как правило сильнее воодушевление. Энергия, напор и деятельность для восстановления поруганного строя - естественная реакция человека (и других существ). Но, этой особенностью могут пользоваться другие, для управления и манипуляции. В человеческой истории было много примеров, когда именно так и происходило. Достаточно на сцену вылезти демагогу, как сразу же у него возникает хвост из последователей. Очень интересные наблюдения и выводы, недоступные для других наук.

Книга по-настоящему бесценна, даже несмотря на некоторую затянутость и местами нападающую скуку. Рекомендуется к прочтению всем любителям этологии и любопытным людям.



Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии