В первой части разобрались с фоторежимами съемки. Эта часть посвящена в основном вопросам съемки видео.
Содержание
Съемка видео
В последнее время съемка видео в смартфонах вроде бы как отошла на второй план. Многие компании пытались внедрить качественную съемку видео в высоком и сверхвысоком разрешении, но все потуги разбивались о слишком высокое потребление мощности смартфона, что неизбежно приводило к перегреву и снижению быстродействия, а также к сильному расходу аккумулятора. Поэтому перед производителями встал компромисс: либо делать качественную съемку видео, но не рекламировать ее как основную «фишку» телефона, так как основные массы не разберутся, что к чему, и поднимется негативная волна, либо делать некачественную съемку, но рекламировать ее из каждого утюга. Тем не менее современные смартфоны способны снимать неплохое видео, если понимать и уметь ими правильно пользоваться. В Xiaomi завезли съемку видео несколькими способами.
Небольшое замечание: просмотр видео можно осуществить через внедренный плеер на странице, но для полноценного качества лучше перейти непосредственно на YouTube и посмотрел ролик там, в максимально доступном качестве.
Таймлапс
Режим съемки ускоренного видео. Минуты и часы сжимаются в секунды. В этом режиме можно использовать любой объектив смартфона, даже фронтальную камеру, но фокусировка блокируется, предполагается, что будет проводиться съемка чего-то отдаленно напоминающего пейзажи. В настройках для пользователя-кинооператора доступно изменение скорости от четырехкратного ускорения до ускорения в 1800-кратного. Последний режим имеет смысл при съемке очень уж медленных процессов, например роста растений, распускающихся или увядающих цветов. Четыре часа съемки при этом уложатся всего в восьмисекундный ролик. Смартфон при этом нужно в обязательном порядке подключать к внешнему питанию. Кроме параметра ускорения, можно настроить длительность ролика. В режиме по умолчанию длительность записи не ограничена, вернее, ограничена местом на внутреннем накопителе телефона, но можно и установить таймер максимальной длительности записи. Таймер устанавливается в пределах от 10 минут до 4 часов. Результирующее видео можно записать с 30 кадрами в секунду в формате 720p, 1080p или 4K.
Не лишним будет указать, что для съемки требуется штатив. Потребление батареи при съемке в 1080p и с выключенным дисплеем составило 20% за час.
Сюжетов для ускоренной съемки множество, но, к сожалению, съемка «таймлапсов» не поддерживает никакие другие художественные эффекты, кроме как собственно «сжатие» времени. А хотелось бы увидеть, например, плавное зуммирование, изменение цветовой температуры или панорамирование в пределах матрицы. Такие «эффекты» вполне по плечу телефону, хотя их можно попытаться реализовать и при постобработке. Но в этом случае возникает закономерный вопрос: если мы реализуем эффекты после съемки, то и снять можно обычный ролик, а затем в программе нелинейного монтажа реализовать не только ускорение, но и все прочие изменения, какие только придут в голову сам-себе режиссеру.
Замедление
Эффект противоположный режиму «Таймлапс». Если таймлапс сжимает длительные периоды времени в коротенькое видео, то «Замедление» действует в противоположную сторону — растягивает по времени сцену. В зависимости от разрешения и частоты кадров возможен выбор камеры, через которую будет происходить съемка. Доступно два разрешения: 720p и 1080p.
Для каждого из разрешений (720 и 1080) доступно несколько скоростей кадров в секунду:
- 120 к/с
- 240 к/с
- 480 к/с
- 960 к/с
- 1920 к/с
960 и 1920 кадров в секунду имеют ограничение по времени съемки порядка двух секунд. Первая часть ролика снимается с нормальной кадровой скоростью, оставшаяся — с выбранным замедлением. Звук не пишется, во время проигрывания записи на смартфоне можно произвести замену звуковой дорожки на одну из предлагаемых. Скорость 1920 кадров в секунду доступна только для разрешения в 720p. Скорость 480 к/с недоступна для разрешения 1080p.
Скорости 120 к/с, 240 к/с и 480 к/с записываются с реальной частотой кадров и звуком, время записи ограничено только объемом свободного места на накопителе. На телефоне такие ролики отмечаются двумя кружками замедления и проигрываются со звуком до момента наступления замедления. Причем сам момент замедления можно отредактировать прямо в плеере и сохранить новую версию видеоролика. Оригинальное видео с 480 кадрами в секунду на компьютере или в стороннем редакторе будет проигрываться в полную скорость, без замедления. Отредактированный же файл запишется с замедлением. Часть ролика с замедлением не имеет звукового содержания. Ролики на 960 и 1920 кадров в секунду отмечаются в проигрывателе тремя кружками замедления, и в них можно поменять только звуковую дорожку.
Результат съемки видео в режимах 960 и 1920 кадров в секунду несколько настораживает. Вроде бы замедление есть, но результат замедления выглядит несколько искусственным, словно замедление получено путем интерполяции кадров. К другим режимам вопросов не возникает.
Микрокино
Поначалу этот режим вызвал непонимание. Кому и зачем требуется создавать 15-ти секундные ролики. Для чего? Для загрузки в какую-то китайскую социальную сеть, типа твиттера, но для видео? Чтобы умерить осетра и вложить всю силу таланта в короткий ролик? Но постепенно пришло понимание, что при помощи данного режима, во-первых, можно снять лютую дичь, а во-вторых, снять неплохой ролик по какому-то событию используя один из шаблонов. Начнем с простого.
Микрокино позволяет снимать видеоролики с разрешением 720p и 1080p. Из самого простого подрежима - двойная камера. Телефон одновременно снимает и оператора и то, куда оператор направляет смартфон. Иногда такой режим полезен для презентации чего-либо с одновременной демонстрацией чувств самого снимающего. Яркий пример - вы приехали на тропический курорт и хотите передать настроение вашим родственникам в заснеженной Тюмени. Включили двойную камеру, записали ролик, отправили. Родственники стали вас проклинать.
Если у вас с художественным киновкусом не очень здорово, то для вас присутствует несколько шаблонов, под каждый вид настроения. При выборе шаблона появляется последовательность из пустых слотов разной длительности, которые необходимо заполнить путем съемки того, что вы хотите добавить в свое микрокино. Ролики ограниченны длительностью в несколько секунд, поэтому зрителя не утомит слишком длительная съемка стола с явствами в ресторане по системе "все включено". После заполнения всех слотов система скомпилирует все отснятые микро-ролики в единое видео и наложит музыкальный ряд.
Но если кому-то мало тех нескольких шаблонов, что присутствуют в Микрокино, то можно воспользоваться системным видеоредактором, который доступен в трех точках галереи. Шаблонов для видеоклипа там существенно больше, они подгружаются через интернет, но ролики или фотографии для них необходимо снять заранее.
Но самая лютая дичь кроется в пункте "Видеоклип", где можно оторваться в безбашенном стремлении снять невероятно сюрреалистический ролик. В этом режиме доступно все, что есть в отношении видеоряда в камере: ускорение и замедление видео, наложение цветового профиля, наложение звуковой дорожки, применение стиля калейдоскопа. Последний позволяет разбить экран на несколько геометрических составляющих, словно в старом добром калейдоскопе.
Видео
Типовой режим для съемки видео. Имеет минимум настроек и может применяться для нетребовательного пользователя, которому только достаточно нажать и включить запись. Основной режим съемки — 1080p, при этом разрешении доступны частоты кадров 30 и 60, два вида стабилизации изображения, режим «Супермакро», следящий автофокус, отслеживание источника звука, HDR и телесуфлер. В остальных режимах функции урезаются. Более того, даже при 1080p не все функции доступны, например, «Стабилизация Pro» работает только с 30 кадрами в секунду. Для 4K доступно 24 и 30 кадров в секунду, для 8K только 24 кадра. Если требуется большая частота кадров, то следует использовать режим «Замедление».
Помимо основных настроек, для выбора доступны также профили цветокоррекции и функция улучшения фейса лица, или иначе «бьютилизация». Для меня же вызвал интерес телесуфлер. Такого давно не хватало.
Ролик выше снят в 8К, использовался зум для приближения и удаления картинки. Поскольку используется прогрессивная развертка, довольно низкая частота кадров, всего 24 кадра в секунду, и нет возможности вручную установить выдержку, а автоматически она не устанавливается должным образом для удаления нежелательного эффекта, связанного с отсутствием плавности движения, то режим подходит только для съемки чего-то статичного, с минимумом движения. Я взял два соседних кадра из ролика и прикладываю их ниже в уменьшенном формате путем наложения одного на другой. Исключительно для оценки степени движения в кадре.
Если пытаться в этом режиме, особенно при высоком разрешении и низкой частоте кадров, делать панорамирование или же снимать быстро движущиеся объекты, например как в данном случае — автомобили, то при просмотре будет видно, как они двигаются рывками, что не добавляет абсолютно никакого комфорта. К сожалению, в такой парадигме единственным способом избавиться от подобного визуального «дефекта» является съемка при высокой частоте кадров. Другими способами — изменение выдержки и съемка в чересстрочный формат. Что в данном режиме съемки недоступно.
Кстати, 8K на YouTube перекодировался в максимум 4K. По какому алгоритму он кодирует, видел в 8K — остается загадкой за семью печатями. Вроде бы должно работать, а вроде и не работает.
Многих пользователей интересует встроенная в смартфон стабилизация изображения. Дескать, хочу идти и снимать, и чтобы как в лучших фильмах Гая Ричи, ничего не дергалось и не дрожало. Видео выше было снято в 1080p и максимальном, профессиональном, как любит Гай Ричи, режиме стабилизации. При ярком свете работает отлично, при недостаточном освещении начинаются сбои, которые особенно хорошо заметны на ярких объектах, например, на таких, как источники света. Тем не менее, если необходима стабилизация без перемещения оператора, то напомню, что на двух из трех объективов присутствует оптическая стабилизация. И на видео в 8K хорошо видно, что она есть и работает.
Фильм
Интересный режим для съемки видео, в котором есть только две функции. Видео снимается с разрешением 1920×800 и частотой кадров, равной 24 кадра в секунду. В этом режиме есть автоматический динамический фокус. Он определяет субъект съемки, выбираются не только люди, но и, например, животные, и поддерживает автоматически фокус на субъекте. Для блокировки фокуса на субъекте необходимо щелкнуть по нему дважды. В этом случае, даже если субъект пропадет из кадра, а потом в нем появится снова, фокус будет наведен именно на него. Если не блокировать фокус, то камера самостоятельно будет определять, куда фокусироваться, или пользоваться подсказками оператора через его нажатия по экрану.
Вторая полезная функция — программная регулировка глубины резкости через изменение виртуальной диафрагмы. Как мы помним, в Xiaomi 14 диафрагма фиксирована, ее нельзя физически поменять, поэтому используются алгоритмические методы увеличения резкости или размытия. Видео снимается с частотой 24 кадра в секунду, поэтому применить способ мультиэкспозиции тут нельзя, зато можно попытаться задействовать остальные объективы для попытки вычисления глубины резкости. Что именно применяет программа для съемки, доподлинно неизвестно, но результат получается достойный. Размытие естественное, без бросающихся в глаза артефактов. F16, конечно же, не соответствует действительности, но как минимум до F4 камера глубину резкости разгоняет.
Режиссер
Фишка этого режима — в возможности объединения нескольких смартфонов в единую видеосъемочную студию, где каждый из подключенных смартфонов может быть использован в качестве камеры (для съемки многоканального видео) или дисплея монитора. Соединение устройств происходит с применением внешней инфраструктуры. Производитель рекомендует Wi-Fi 6 на основе сети 5 ГГц. Иначе изображение и команды могут запаздывать. Режим имеет смысл применять в более серьезных сеттингах, чем съемка дня рождения любимой кошки. Однако требуется наличие совместимых смартфонов, где используется аналогичная по функциям программа от Xiaomi. К сожалению, полноценно протестировать режим так и не удалось. Ни у одного из найденных Xiaomi совместимого режима не нашлось как для видео, так и для фото (в фоторежиме тоже присутствует возможность для «второго» экрана, что очень полезно, например, для съемки пугливых объектов живой природы, птиц и прочих зверушек в естественной среде обитания).
В режиме доступна съемка как в 4K, так и в 1080p. Log доступен только для 4K. В этом режиме можно изменить обычную гистограмму на яркостную волюметрическую. В других режимах она недоступна.
Ночь
В приложении камеры на Xiaomi 14 в режиме «Ночь» есть переключатель на видео. При фотосъемке в режиме «Фото», если включена соответствующая настройка и при недостатке освещения, автоматически будет включен режим съемки ночью. Для видеорежима подобной опции не предусмотрено. Тем не менее в режим съемки видео из фоторежима «Ночь» можно переключиться, нажав на изображение видеокамеры. Справедливо и обратное переключение.
Фоторежим «Ночь» вызывает восторженную оторопь от того, как далеко зашли технологии, соответственно, подспудно ожидаешь, что и видеосъемка в этом же режиме окажется не менее впечатляющей. Но, увы. Ночной видеорежим ничем, абсолютно ничем выдающимся не является. Для выбора доступно только два разрешения: 1080p и 4K, в обоих случаях есть только 24 кадра в секунду. Съемка ведется только на основной объектив, есть возможность применить цифровое увеличение.
Если не мотать быстро камерой, а более-менее крепко ее держать во время съемки, то видео выходит вполне неплохого качества. Иначе будут видны дефекты от электронной стабилизации видеокарт. Снимать в темноте при помощи этого режима — плохая затея. Последующий просмотр видео превратится в занятие для избранных. А вот сумерки или искусственное освещение позволяют получать довольно неплохую картинку. Впрочем, ровно такое же качество, только с большим количеством настроек, есть в других режимах видеосъемки.
Профи
Пожалуй, это один из самых продвинутых режимов для съемки видео в стандартном приложении Xiaomi. Режим позволяет переключаться между съемкой фото и видео. В видеорежиме здесь можно настроить всё: выдержку, баланс белого, ISO, фокус, экспокоррекцию. Дополнительно можно включить наложение цветового фильтра, а при съемке в формате Log сразу применить как стандартный, так и внешний LUT-файл для визуальной оценки результата. Но о Log — немного ниже.
Для съемки доступны разрешения: 720p, 1080p, 4K и 8K. Все три частоты кадров, 24, 30 и 60, доступны только для разрешения 4K, для остальных же выбор довольно сильно уменьшен. Соответственно, 4K и есть основной режим для съемки на смартфон.
Кроме выбора настроек частоты кадров и разрешения, можно дополнительно включить многочисленных помощников:
- Область фокусировки - подсказывает по каким именно границам контраста наведена резкость. Полезно для контроля фокусировки вообще.
- Проверка экспозиции - не менее полезная функция для обеспечения точной экспозиции на важных объектах в сцене. В случае пересвета, он будет выделен. Провалы в тенях аналогично подсветятся.
- Гистограмма - в целом позволяет оценить заполненность кадра пикселями разной степени яркости, помогает корректно работать с экспозицией.
- Сонограмма - динамически отображает уровень звука с поканальной (левый и правый) индикацией.
Не лишним будет упомянуть про возможность выбора источника звука. В Xiaomi хвалятся функцией "AI Звука", словно именно она определяет качество видео, а не картинка. На выбор пользователю доступно 5 шаблонов звуковой сцены: всенаправленный микрофон, звук спереди, звук сзади, отслеживание траектории звучания и аудиозум (следование трансфокации). Довольно смелое заявление, так как корпус у смартфона довольно плоский и с его помощью просто невозможно получить полноценную звуковую сцену, даже при использовании всех четырех микрофонов. Для качественной записи требуется звуковая база, пространство. Хотя чего мы хотим от смартфона?
Теперь перейдем непосредственно к результатам съемки видео. Все съемки велись в формате H.265, разными объективами попеременно. Выбрать объектив в процессе съемки в режиме «Профи» нельзя. Можно только применить цифровой зум. О видео выше. При достатке света качество картинки без особых нареканий, за исключением следующих моментов: крохотные затыки видео, заметные полосы на голубом небе (его видно и на смартфоне, и на профессиональном мониторе), посредственная резкость и четкость изображения. Цифровой зум всегда ужасен, особенно при сильном увеличении. Не стал он исключением и в исполнении Xiaomi 14. Зачем его вообще применили, остается загадкой. Лучше уж была бы возможность переключения камер, чем безальтернативное цифровое увеличение. В сумерках съемку вести можно, но результирующее качество страдает и очень сильно. В отношении затыков и полос на голубом небе. Вероятно, что основная проблема тут кроется в применении кодека H.265. Он сжимает видео сильнее, чем H.264, требует больших ресурсов смартфона, что-то может идти не так, как рассчитывали инженеры. Скорее всего, данную проблему исправят с обновлениями. А вот резкость и четкость изображения доставляют беспокойство. С одной стороны — игрушечная оптика, не позволяющая разрешить матрицу, с другой стороны — отсталый алгоритм, неспособный произвести качественную экстраполяцию.
Я уже упомянул, что наиболее гибкий режим, в плане частоты кадров, в Xiaomi 14 - разрешение 4K. Именно при выборе этого разрешения есть возможность активировать формат съемки Log с частотами 24 и 30 кадров в секунду.
Log - это такой режим съемки видео, очень похожий на RAW в фотографии. Видео, снятое в Log без последующей обработки выглядит малоконтрастным как по насыщенности цветов, так и световому контрасту. Такое видео следует обработать в редакторе, "проявить" его в используемое для просмотра цветовое пространство. Как правило, Log файлы обрабатывая применяя так называемые LUT-файлы (LUT - LookUp Table, таблица соответствия цветов). Однако, применение только LUT может оказаться недостаточно, необходимо применять и прочие корректировки, позволяющие вытягивать из картинки максимум по светам и теням.
При съемке в Log в самом приложении можно включить автоматический просмотр с уже примененными LUT, один профиль для конвертации в стандартное цветовое пространство BT.709 уже имеется, но можно дозагрузить и собственные LUT в формате CUBE. Однако, применить их можно только для просмотра. Комплектный редактор загруженные LUT не видит, доступен только встроенный вариант.
На кусочке видео с болельщиками футбольного клуба особенно хорошо видно, как необходимо хорошо проводить цветокоррекцию. Униформа футбольного клуба не оранжевая, а красная. Но, переменный LUT не позволяет получить нужный оттенок. Для правильного перевода из цветового пространства Xiaomi необходим соответствующий LUT, вот только производитель не предоставляет такого. Вернее, он есть в самом приложении, но только на телефоне. Заполучить его для использования, например, в DaVinchi Resolve уже никак, приходится использовать сторонние LUT.
Кстати, в 4K проблем с изображением не обнаружено. Субъективно качество картинки по резкости лучше, чем при меньших разрешениях.
Выводы по блоку видеосъемки
Они довольно противоречивы. В хороших условиях, когда нет света, множества мелких движущихся объектов, при неподвижном положении камеры, результат съемки видео вполне удобоваримый. Даже стабилизация работает. Но в более сложных условиях обычный пользователь ожидает увидеть несколько лучший вариант. Есть 8K, но, скорее, он больше для галочки, куда его применять — надо еще поискать. Наиболее универсальный и функциональный вариант съемки — 4K, более низкие разрешения могут дать худшую картинку. Функции по многокамерной съемке навряд ли будут востребованы в реальности, особенно с учетом того, что в более простых телефонах Xiaomi такой функции нет. Нужно использовать сразу несколько флагманов, что, согласитесь, далеко не всегда возможно. Ночная съемка ожидаемо отличается от ночной съемки тех же фотографий.