2008
Если честно, то я пока все еще открываю для себе кинорежиссера Юрия Грымова. Недавно завершил просмотр художественного кинофильм "Гадкие лебеди" по Стургацким, и "Чужие" второй фильм отечественного мэтра. Да-да, именно мэтра, поскольку после кинофильма "Чужие" не остается ни грамма сомнения, что Юрий настоящий состоявшийся кинорежиссер, который может и хочет снимать прекрасные фильмы. Фильмы которые далеко не для каждого зрителя, совсем не блокбастеры, и в которых не спасают мир от нашествия инопланетных захватчиков, но которые дают своему зрителю то наслаждение, которое получаешь только от лучших продуктов нашего времени.
Забегая вперед хочу сказать, что фильм мне очень понравился. Наверное это лучший отечественный фильм просмотренный за последнее время, начиная с "Горько!". Фильм удивительно красивый, каждый его кадр, каждая сцена - настоящие визуальные новеллы. Как можно умудриться снять фильм так красиво, в общем-то скучных, пустынных, декорациях, для меня лично большой вопрос. Но, на то он и мастер, что бы у него были свои секреты и что бы он знал когда и как их применять.
Кроме визуальной красоты, в фильме есть еще, что смотреть и над чем думать (а далее, я немного подниму завесу над сценарием, поэтому читать надо с осторожностью). В "Чужие" задето сразу несколько весьма серьезных проблем, проблем у которых нет решения как такового. И которые тем не менее возникают постоянно, постоянно же вызывая боль, унижение, моральные и физические страдания.
Группа медиков-добровольцев из США отправляется в зону конфликта где-то на Ближнем Востоке. Их цель помощь детям местных аборигенов погрязших в локальном вооруженном конфликте. Они едут, что бы делать детям прививки, что бы те, несмотря на ужасные, с точки зрения западного человека, условия существования, не умирали от грязной воды и поглощения пищи руками. У них есть грант от фармацевтических компаний на испытание новой вакцины в полевых условиях, у них есть огромная зарплата за повышенный риск пребывания в дикой стране с диким нравами. Собственно это и есть стержень сюжета - группа американских медиков едет в дикую страну, что бы делать там прививки.
И тут сразу же возникает очень яркий пример культурных различий и противопречий. Начнем с того, что какая мать или отец, отдаст своего ребенка для проведения опытов? Раньше никому из них не делали прививок, все жили хорошо, а сейчас приезжают чужеземцы с улыбками, и не только искалывают самое дорогое, что есть на свете, неизвестными препаратами, но и активно насаждают свою культуру. Чужую культуру. Которую взрослые ни под каким соусом не принимают, но которую можно внедрить в головы детей, и тем самым лишив туземное традиционное общество естественно подпитки "кадрами".
Ну, ладно, вопрос с тестированием лекарств и несогласием местного населения подвергаться оному, еще можно решить. Банальная коррупция старейшин и вопрос решен. А вот, что делать с чуждой культурой? Ведь даже маленькие дети отторгают ее, как только могут. Еще со средневековья, миссионеры старались прирастить земли своих королевств новыми территориями, обращая в свою веру язычников. И ведь приращали, и у них получалось. Разумеется способ не очень быстрый, но вполне действенный. Так и тут, сладкие конфеты, улыбки счастливых людей, негры и гомосексуалисты. Все прелести в одном флаконе. Тема очень сложная, глубокая и в фильме обзначена очень тонко, но и очень метко.
Кроме культурной проблемы, культурной экспансии, затронута тема одиночества. Одиночество, пожалуй самое страшное, что может получить человек в качестве наказания. Ведь и заключенных наказывают, лишая контактов с другими, сажают в карцер, в одиночную камеру. Но, в современном обществе с западными культурными ценностями, одиночество далеко не редкий гость. Жить с ним невозможно, природе человека хочется общаться и тогда в ход идут заменители общения, алкоголь, общественная работа и тому подобные суррогаты. Вот и одна участница команды "врачей" сходит с ума в одиночестве. Она готова на все, лишь бы вырваться из своих оков. И иногда это страстное желание выходит наружу в виде определенных перверсий. Смотрите и увидите.
Разумеется, не обойдена вниманием и вечная тема взаимоотношений мужчин и женщин. Тема старая, как род человеческий и тем интересна. В фильме, руководитель экспедиции женат на вполне привлекательной (еще бы, рыжая, кудрявая бестия) женщине, все у них хорошо, но он не может завести своих детей. Ведь драма же, настоящая драма, в рамках которой, постепенно может успешно съезжать крыша, биологическая-то программа не выполняется. Впрочем, доброжелатели подсказывают выход и возникает настоящий даже не любовный, а сексуальный треугольник. И все за ради продолжения рода. Западная женщина, с недееспособным западным мужем, старается забеременеть с местным, диким, но дееспособным аборигеном. Казалось бы банальная ситуация, встречается на каждом шагу, но в фильме все намного глубже.
Местный герой любовник, воспитанный в духе традиционного религиозного общества, соблазнившись на прелести тощей американки (и несколько раз), чувствуют свою вину, ощущает грех на душе. И его искуплением может быть только смерть, и не просто смерть, а смерть от руки оскорбленного до глубины души мужа. Но, последний, рожденный и воспитанный в тоталитарном, демократическом обществе, не может дать адекватный ответ. В его мозг вложили кучу программ, которые в полном соответствии с этолологическими принципами не дают ему совершить праведное возмездие. Вместо этого у него идет вымещение агрессии не на равного по силе субъекта, а на свою жену, а затем и пленного русского. Поведение очень показательное и очень жизненное. Топить свою агрессию либо в алкоголе, либо вымещать ее на заведомо более низкоранговом существе.
Кстати о русских. Фильм снят в России и по идее должен отражать русский взгляд на мироустройство. И он отражает, хотя с первого взгляда так и не кажется. Начнем с того, что в локальном вооруженном конфликте участвуют три стороны, Россия, США и местное бандитское население. В чем конфликт между США и местными, не до конца понятно, но российский военный контингент, выполняет сугубо мирные задачи. Спасает местное население и их гостей от неизвестно кем расставляемых минных полей. Спасает самоотверженно, не щадя живота своего. И что характерно, все боятся русских. И американцы и местные. Стоит только появиться на горизонте русскому джипу-козлику, как все разбегаются по углам и щелям, и прячутся по подвалам. Поведение и отношение очень характерное, а красок добавляют пленные русское военные. Как так тонко и одновременно остро можно было повернуть сюжет? Сценаристы - настоящие мастера своего дела.
Мало проблем и сюжетных ходов? А их еще осталось. Самое тонко завуалированное от зрителя, но скорее самое мотивирующее для людей западных цивилизаций. Алчность испокон веков двигала людьми. Жажда денег может сделать с человеком многое. Лепить несусветную чушь, рисковать своей жизнью и жизнью своих товарищей, идти на подлость, подлог и обман. Все это есть там, в фильме. Но, хорошо, что в реальной жизни, не все люди такие алчные, есть и такие, для которых деньги это всего лишь ресурс, ради которого не стоит убиваться, и на который стоит смотреть проще.
Помимо того, что фильм необычайно красивый и красочный, есть в нем немало и других замечательных сторон. О сценарии говорить неуместно вообще, он великолепен, продуман и необычен. А вот об актерской игре стоит упомянуть отдельно. Во-первых, удачно подобранные типажи. Американцы выглядят американцами, а русские русскими. Все сходится и вполне натурально. Во-вторых, сама игра актеров заслуживает уважения. Игре веришь на все сто. Все актеры без исключения играют исключительно роскошно. Смотришь и радует глаз, как передаются настроения, переживания и эмоции.
Фильм однозначно стоит рекомендовать для просмотра, но только для взрослой аудитории (взрослой мозгами, а не по паспорту). Ребенку или подростку "Чужие" покажется слишком простым и безыдейным, в него надо всматриваться, понимать, что происходит и сопереживать события происходящие по ту сторону экрана. И тогда получаешь наслаждение от просмотра.
Название: Чужие
Дата выпуска: 2008
Режиссер: Юрий Грымов
Автор сценария: Юрий Грымов и еще два имени
Актеры: Виктор Бычков, Скарлетт Макалистер, Алексей Полуян
Рекомендация к просмотру: сказочно восхитительный фильм с глубоким послевкусием и праздником мозговых рецепторов во время просмотра. Помимо того, что сам фильм необычайно красив, а актерская игра выдающаяся, он заставляет думать и поднимает на поверхность сразу ворох проблем современности.