Никита Михалков, весьма известная личность в современной России, многие знают его как весьма и весьма талантливого кинорежиссера в основном по старым, еще советским фильмам, актера и видного общественного деятеля. Но не многие догадываются, что первым его фильмом, именно как режиссера был фильм "Свой среди чужих, чужой среди своих", который и стал пропуском для Никиты в большое кино. После киноповести о "красном" золоте последовали такие шедевры, как "Раба любви", "Неоконченная пьеса для механического пианино" и "Родня". С годами Михалков набрался не только опыта, но и подрастерял свой талант режиссера, ответственного за картину в целом. Именно по этому в последствии и пошли-поехали добротно сшитые, ладно скроенные, но мало интересные фильмы Михалкова-режиссера.
Но вернемся к "своему". К слову сказать, в этом кинофильме Никите помогало еще два режиссера, о чем честно упомянуто в титрах. Фильм снят по повести и в тесном сотрудничестве с Эдуардом Володарским, известным киносценаристом, драматургом и прозаиком. Поэтому для 70-х годов прошлого века, сюжет кинокартины получился весьма и весьма достойным. Тут есть и загадка, и мистерия, и плохие бандиты и благородные красные комиссары. Основные персонажи проработаны отчаянно хорошо и они на экране действительно живые личности, настоящие люди, со своими стремлениями, желаниями и наконец долгом. А фокус здесь не только в хорошем сценарии, талантливом режиссере, а еще и в актера. Ну вот скажите на милость, могут ли плохо сыграть Юрий Богатырев, Александр Кайдановский, Сергей Шакуров, Александр Пороховщиков, Александр Калягин, Константин Райкин? Абсолютно не могут. Операторская работа откровенно не блещет но видимо сказываются и небольшой бюджет картины и ушатанность аппаратуры для съемки. Хотя есть и версия, что применялись новые методики съемки. Что косвенно подтверждается, например, тем фактом, что съемку ограбления поезда снимали аж два раза, первый пошел полностью насмарку из-за неполучившегося киноматериала. Тем не менее, благодаря хорошим реквизиторам, некоторая отсталось по съемкам воспринимается как дополнительный шарм кино.
А вот, о чем, стоит сказать отдельно, так это о музыкальной теме "своего среди чужих". Эдуард Артемьев, не просто написал талантливую музыкальную тему для работы Никиты Михалкова, он просто напросто вывел кинокартину на недосягаемую высоту. И делал так еще не раз с другим советским кинофильмами. Тема фильма настолько хороша и настолько адекватно ложится на сюжет, что достойна не только упоминания, но и даже отдельной ссылки на прослушивание (запись, кстати не самая лучшая) "Свой среди чужих, чужой среди своих".
И что же у нас остается в сухом остатке? Талантливый режиссер, хороший сценарий, отличные декорации, гениальные актеры, аутентичная обстановке операторская работа, прекраснейшая музыка. Как результат превосходный кинофильм рекомендуемый для просмотра всем любителям хорошего кино.