Первая половина ХХ века
Первый русский лауреат Нобелевской премии в области достижений в литературе, Иван Бунин, работал над сборником рассказов "Темные аллеи" на протяжении более десяти лет. В сборник вошли похожие своим сюжетом, но разрозненные по времени написания и происхождения рассказы. Объединяет их всех крайняя степень драматичности и чувственности ощущений героев.
Иван Бунин, переживая далеко не лучшие свои времена, живя в изгнании, в дали от родины, в эмиграции, пишет множество рассказов, которые переполнены трагизмом всего происходящего вокруг. Ужасы происходящие в мире, а часть рассказов была написана, во время Второй мировой войны, сублимированы и переведены на обычный бытовой язык, так понятный обывателям.
В каждом из рассказов, писателя не интересуют личности персонажей, нет глубокой их истории, а вот на первый план выходят их поступки, причем далеко не все благовидные. В большинстве случаев читатель не знает имен героев, может лишь догадываться о их социальном статусе, но чувства, страсть, любовь и предательство выносятся на всеобщее обозрение и именно они составляют костяк всех мини-произведений.
В рассказах прослеживается глубочайшее сожаление о разгроме существовавшей ранее России, некоторые сюжеты прямо или косвенно связаны с бегством с родины, эмиграцией и тяжелой долей на чужбине. Но и "царская" Россия не идеализирована, поскольку люди от смены режима не поменялись, поменялись лишь декорации. Драма, по потерянным любимым, по предательству, по обману, скользит как красная нить по зеленому сукну рассказов. Смерть, как финальный терминатор бренного земного существования, применяется автором буквально в каждом сюжете. Но смерть, не как отпущение грехов, не как искупление, а как наказание. Смерть, близкого человека, ведет к длительным страданиям, как кара за совершенные и еще не совершенные деяния.
У неподготовленного читателя, может сложиться впечатление, что Бунин, буквально повернут на сексуальной теме, ведь, общее в сюжете как раз и есть влечение мужчины к женщине и наоборот. Но, такая круговерть чувств не случайна, ведь именно любовные переживания, как правило самые яркие и запоминающиеся, и последствия "игры" чувствами могут длиться на протяжении десятков лет. Длится, пока на смену былой влюбленности не приходит безразличие, безразличие смерти подобное. Или сожаление, сожаление без раскаяния. Уделено внимание и наплевание на жизнь других людей, низость и подлость подкрепленная похотью. Вот, что льется со страниц сборника на читателя, и даже робкие благородные попытки вытянуть из трясины падших в нее людей, не помогают избавиться от ощущения тотальной несправедливости мира.
Впрочем сами рассказы, выглядят очень взбалмошными и непричесанными. Если читать или прослушивать их один за другим, то будет весьма трудно определить, где кончилась одна история и началась другая. А ведь, именно в этой неуравновешенности, кроется секрет притягательности творчества Бунина, не ухоженность, недосказанность, но с другой стороны открытость и беззащитность чувственного мира человека.
Как резюме: несмотря на то, что сборник включен в школьную программу, ознакомиться с произведением стоит и уже вышедшим из юного возраста.