Мы ведь не флора, мы фауна — говорю это с гордостью!
А. Никонов
С творчеством Александра Никонова российский читатель знаком не понаслышке. В печати книг этого, без тени сомнения, выдающегося публициста не просто много, их число огромно. И с каждым годом количество томов только прирастает. А ведь за каждой изданной книгой стоят месяцы напряженной работы с документами, многочисленные изыскания как в библиотеках, так и через Интернет, а одних только интервью автору нужно взять столько чтобы начать свободно разбираться в вопросе, который обсасывается, словно вкусная мозговая косточка, со всех сторон.
Самцы — активное начало, самки — консервативное, собирающее и аккумулирующее все лучшее, добытое самцами в неравных боях со средой.
А. Никонов
А Никонов разбирается и понять это можно только прочитав его книги. Возможно, что ему в этом помогают его многочисленные консультанты, ведь охватить такие объемы данных, связать воедино многочисленные факты под силу только очень талантливому человеку, который либо настолько умён, что знает все или почти все, либо способен организовать других умных людей и попросить их «поделиться» информацией. В любом случае, книги Никонова можно читать как увлекательнейшие сборники интересных фактов и непопулярных открытий. А можно и воспринимать идеи, излагаемые автором, стараться их осмыслить и осознать. Возможно, что и в этом случае читателю и откроется рациональное зерно в весьма объемном тексте.
Если людям напомнить о том, что они смертны, они становятся более послушными. Недаром все религии эксплуатируют именно страх смерти, обещая за хорошее поведение тут вечную жизнь там.
А. Никонов
Некоторые мысли в книгах Александра Никонова подчас вызывают органическое отторжение. Что и не удивительно, ведь он зачастую ругает и разрушает те картинки мира, что засели у нас в головах с самого детства. И воспринимать что-то новое, так сильно отличное от того, к чему мы привыкли очень непросто. Особенно когда дело доходит до догматических кирпичиков мироздания, в которые мы слепо верим, и обычно не смеем подвергать их даже самому небольшому сомнению. Именно по этой причине у этого автора столько недовольных читателей. Кто-то, самый недалекий, просто кричит, что книга чушь, самые упертые стараются вступать в полемику и постепенно переводить разговор на личности, ну, а что поделать-то, против фактов и зоркого прищура проницательного взгляда не попрешь. И как всегда, когда я пишу о книгах, вышедших из принтера Никонова, я стараюсь привести наиболее меткие цитаты из его произведений, которые разумеется, берутся как раз из обсуждаемой книги.
Когда наши президенты, то есть лидеры территориальных образований, прилетают в гости друг к другу, они видят, что их встречают не барышни в национальных одеждах (что было бы приятно глазу), не кабинет министров, не семья президента, а почему-то всегда строй войск — почетный караул. Откуда тянется этот обычай? Оттуда, из далекой саванны. Ему сотни тысяч лет, просто за десятки тысяч лет цивилизации никому никогда в голову не пришло отменить это…
А. Никонов
В своей книге «Человек как животное» Александр Никонов замахивается на самое, нет, не святое, на святое он замахнулся в другом своем произведении. А в «Человек как животное» автор старается докопаться до животной сущности человека, до его истинной примативности. Дело в том, что человек, как яркий представитель животного мира, придумал себе, что он совсем не является животным. У одних людей есть четкое представление о том, что человек есть сущность божественная, а к животному миру он никоим образом не относится, да и вообще сравнивать человека с животным есть ни что иное, как настоящий грех.
Цивилизация, сокращая насилие и повышая толерантность, давно придумала канализаторы человеческой активности в виде компьютерных игр, спорта, сетевых сообществ.
А. Никонов
Другие же представляют себя не просто человеком, а настоящий суперчеловеком, который когда-то, вполне возможно и был животным, а может быть и нет, вдруг мы все потомки инопланетян? Но даже если человек и произошел от обезьяны, то ушёл от нее настолько далеко, что опять же нельзя сравнивать уже несравнимое. В своей гордыне человек настолько возомнил себя единственным разумным существом на земле, что гордость застила ему все глаза и сделала слепцом. Хорошо, что у нас пока ещё не перевелись учёные мужи, которые двигают науку, не щадя живота своего и которые еще не потеряли всякий здравый смысл и не начали слепо верить во что-то. Наука строится на эксперименте и фактах, а не на слепой вере.
Почему говорят, что собаки чувствуют тех, кто их боится? И чем такие люди отличаются от прочих граждан? Уменьшенным производством окситоцина! Недружелюбные они, вот собаки и нервничают, чувствуя это.
А. Никонов
И на помощь в развенчании некоронованной обезьяны приходят такие науки, как биология, археология и этология. Что такие биология и археология большинству читателей ясно и понятно, а вот с этологией знакомы не многие. Заслуга в этом не серости наших граждан, а патернестическая защита недавних наших властей, которые защищали неокрепший социалистический разум наших сограждан от всяческого тлетворного воздействия буржуазных наук. Но «Железный занавес» пал, а с ним на наши необъятные просторы ринулись мощные потоки доселе неведанных наук. Прошли десятилетия, и мы не только подтянулись в незнакомых ранее областях, но и наплодили кучу своих собственных открытий.
Так что, собираясь в клуб или на концерт, вспомните животные корни своего поступка. Равно как и, поедая какой-нибудь дорогой сыр с запахом тухлецы, задумайтесь, что заставляет вас делать это. Ведь в природе нормальный зверь тухлое есть не будет, если он не специализируется на падали. Понюхает и отойдет, поняв, что испортилось. Но в том-то и дело, что мы потомки падальщиков!
А. Никонов
«Человек как животное» можно было бы условно классифицировать как популярную книгу, созданную по результатам научных работ и книг, созданных в рамках науки этологии. Но это не так. Действительно, автор дает очень подробное и углубленное введение именно в эту науку, скорее даже не в саму науку, а в результаты её многолетней деятельности. Но, в книге есть и много других тезисов и положений, которые не относятся к этологии как к науке таковой. Но очень тесно с ней связанных. А если разобраться, то и биология, и этология, и психология, а до кучи еще и химия, включая как органическую, так и не органическую, связаны все друг с другом весьма прочными нитями. И потянешь одну ниточку, а за ней тянутся и тянутся другие связанные темы. И кажется, что нет им ни конца, ни края.
Самцы — активное начало, самки — консервативное, собирающее и аккумулирующее все лучшее, добытое самцами в неравных боях со средой.
А. Никонов
Да, согласно науке этология, мы все животные. Причем со строго определенным место в иерархии живых существ на земле. Кто не верит, может поискать в Wikipedia соответствующий раздел, класс, группу и семейство, к которым мы относимся. Да и уж мы скорее всего точно не венец природы. А биология же подтверждает выводы этологов. Вернее, даже наоборот, этологи закрывают пробелы в знаниях биологов. Ведь биология объясняет, как функционирует живой организм, но совершенно не знает о том, почему он работает именно так. Вот, тут как раз и приходит на выручку этология, отвечающая именно на этот вопрос.
Разумное поведение вполне возможно без руководящей и направляющей силы разума и наоборот — разум вполне способен на неразумное поведение…
А. Никонов
Кстати, человек далеко не единственное разумное существо на планете. Вот, только сумевшее поставить свой разум на службу своего собственного улучшения и создания социальной среды, в которой все остальные качества Homo Sapiens-а начали развиваться как на дрожжах, постепенно улучшая и улучшая приспособленческие качества по отношению к внешней среде. В результате, человек сейчас живет почти везде, где только можно жить. Навряд ли, какое-то другое живое существо может с ним соперничать по ареалу обитания. А ведь, какие-нибудь пчелы или муравьи также обладают разумом, могут общаться между собой, но обладают ли они тем уровнем интеллекта, каким обладает человек? Да и все ли люди, наделены интеллектом, а не только разумом? И разумна ли природа и сам Создатель? Или же это плоды случайных изменений, помноженных на естественный отбор?
Они столкнулась с конфликтом двух культов — православного и спортивного: оказалось, у тех спортсменов, у которых в голове крепко засели православные установки, спортивные результаты были хуже при прочих равных условиях.
А. Никонов
Согласно этологии, и это блестяще показано в книге, мы все животные и в нас дремлют, а подчас выползают на поверхность и пугают нас своей животностью, наши поведенческие привычки наших дальних-дальних предков. Никонов постоянно ссылается на таких этологических авторитетов, как например Конрад Лоренц. Ссылки автор дает не просто так. Ведь он затронул весьма объемный научный пласт, разобраться в котором в одиночку просто невозможно. И именно поэтому приходится обрабатывать и агрегировать плоды изыскания других людей.
А между тем каких-нибудь сто тысяч лет назад на Земле жило как минимум пять (!) разумных видов, включая наш.
А. Никонов
В своей книге Никонов достаточно много внимания уделил возможному, даже скорее всего наиболее вероятному, варианту появления человечества и его постепенного развития из мохнатой зверушки в то, что мы сейчас из себя представляем. Иногда выводы автора не однозначны и могут вызывать множество вопросов, а иногда они вполне адекватны и воспринимаются без какого-либо скепсиса. А подкрепляются всегда либо археологией, либо железной научной логикой, а не уровнем веры.
Дело в том, что религиозные институции за сотни и тысячи лет социальной эволюции наработали свою систему воздействующих психотехник, которые привязывают человека в данной институции.
А. Никонов
Кстати к вере, Александр Никонов ни разу не толерантен. При любом удобном случае, он старается прижучить церковников, вывести на чистую воду трюки, которыми они привлекают свою паству, да открыть глаза и предостеречь ещё не попавших в щупальца религии людей. Несмотря на то, что человек наделен не только разумом, но и интеллектом, он все еще остается вполне обычным животным, которым можно так или иначе управлять извне. И использовать для этого можно и биологию, и психологию.
Для воздействия на личность религия использует тексты, проповеди, обряды и ритуалы, а также голодания (так называемые посты), которые с точки зрения психологии являются не чем иным, как сеансами кодирования, то есть теми самыми легкими поворотами отвертки, которыми вкручивают шурупы установок.
А. Никонов
Человек существо — весьма слабое. Он зависит от воздействия неких химических веществ, которые могут создаваться его собственным организмом, как отличное эволюционное средство вознаграждения. А в равной степени зависит от психической накачки, которая способна программировать человека почище любого другого компьютера. А сам человек, обычно и вовсе не понимает мотивов своего поведения. И поступает так, как заложено в его программе, а не потому, что ему кажется, что он сделал свой выбор самостоятельно. Увы, лишь считанные миллионы людей на земле овладели своим телом, своим разумом настолько, что осознали причины своего поведения. Выяснили, что стоит за теми или иными мотивами своей рефлексии.
Влюбленный — это наркоман. Он плотно сидит на эндогенных наркотиках. Просто любовная зависимость прославлялась всем нашим искусством тысячи лет, отчего данная форма наркомании считается не позорной, а почетной.
А. Никонов
Да, любовь, впрочем, как и другие зависимости под которые попадает человек, возникает не просто так. Это наша особенность, наш фактор адаптации к окружающей среде и наше же конкурентное преимущество перед другими живыми существами. Этим могут пользоваться люди, которые по наитию или же твердо зная могут управлять человеком влюбленным. И именно тут может в полную меру применяться правило «Знание – сила». Кстати, автор прошелся и по различиям между самцами и самками человека. Да-да, у каждого пола человека есть своя специализация и именно в силу этой специализации определяется в том числе и поведение человека конкретного пола. Более того, судьба человека в том числе определяется поведением его матери во время беременности. Автор приводит вполне убедительные тому факты.
Вторая стадия болезни, пришедшая на смену первой, — это уже зрелая зависимость. Причем, поскольку она сопровождается выбросом эндогенных наркотиков опиоидной группы, разрыв с предметом любви вызывает самую настоящую ломку.
А. Никонов
Кроме разбиения по специализации, на сообщество людей накладывает свою лепту и иерархичность, как прямое следствие коллективного образа жизни человека. И именно тут вступают в конфликт программы, записанные на уровне генетического кода человека с программами, которые проинсталлировало ему в голову современное общество. Эдакий конфликт между разумом и сердцем, где за сердце выступают врожденные инстинкты, а за разум приобретенные. И именно в этом ключе особенно достается самкам человека, которые вынуждены разрываться меж двух огней — животной сущностью и сознанием человека разумного.
Мы можем понаблюдать за конфликтом, который разгорается в головах наших юных самцов и самок, когда им приходит пора искать себе пару. Это конфликт между социальными установками и инстинктами. Установки требуют одного, а инстинкты — другого.
А. Никонов
Постепенно, повествование с основного примата человека переходит на его политические взгляды. Да, по мнению Никонова, и не только его, а еще и множества ученых мужей, политические, впрочем, как и религиозные, взгляды определяются не только и не столько средой в которой обитает человек, а больше его набором генов, его встроенной прошивкой. Как оказалось, все завязано на несколько индивидуальных характеристик личности, которые происходят прямо от того, какая смесь гормонов вырабатывается в теле конкретного человека. А это уже зависит от наследственности в большей мере, нежели от среды обитания.
Европа, которая удивляла мир то кострами инквизиции, то дымами гитлеровских крематориев, теперь нашла себе новую забаву — лишать плачущих детей матери.
А. Никонов
Но, политика не единственное что определяется нашим бытием, вернее нашей животной сущностью. Которая кстати никуда не девается, а только маскируется толстым слоем штукатурки цивилизации. И стоит только ей (цивилизации) немного пошатнуться, как на свободу тут же вырывается дремавший доселе дикий зверь во всей своей красе. Кроме политики, этот зверь определяет еще и экономику. Интересно, что крах стройной экономической теории, которая создавалась вплоть до середины второй половины ХХ века, прошёл как бы незаметно для всего населения, а тем не менее, событие это весьма и весьма важное в жизни каждого человека на земле.
Все нервные скачки рынка есть следствие наших страхов, панических атак, неоправданных надежд, адреналиновых выбросов и просто глупостей, которые мы творим.
А. Никонов
Ведь до тех пор, пока не была развенчана четко детерминированная экономическая наука о рынке, все мы жили в благостном понимании того, что кто-то может просчитать развитие событий в мировой экономике на десятки лет вперед и беспокоиться не о чем. На деле же оказалось все с точностью наоборот. Никто не может просчитать с достаточным уровнем точности что будет даже через месяц. Ведь все экономические события зависят от действия мизерных экономических агентов, которые по своей сути являются простыми немного поумневшими обезьянами. И которые совершают свои экономически транзакции по большей части не по результатам скрупулёзных математических расчётов, а только лишь по одним им известным внутренним мотивам. А какие уж тут могут быть прогнозы?
Кажется, рациональный homo economicus умер печальной смертью, а экономика перешла к признанию имманентной иррациональности человеческого рода.
Дэвид Левин, экономист Вашингтонского университета
Собственно, вот именно такой винегрет из многочисленных фактов, доказательств, ссылок, а порой и домыслов состоит весьма прилюбопытнейшая книга «Человек как животное». Приведенная в ней информация, автором почерпнута из многих источников, многое не известно широкой публике, а посему даже с этой точки зрения её крайне необходимо прочитать хотя бы один разок. Просто так, для своего собственного развития. Ведь, даже если мы все всего лишь немного улучшенные обезьяны, то лишние знания нам точно не помешают. За сим, желаю приятного прочтения!