Удивительно, как этот замечательный кинофильм прятался от меня на протяжении двадцати с лишним лет.
Урга, это такая приспособа, используемая кочевниками в Монголии для ловли своего скота. Внешне это длинная палка с веревочной петлей на конце. Поймать барашка руками непросто, животное, чуя неладное, не подпускает к себе человека. А вот палку с петлей не принимает во внимание, отчего и попадает в руки человеку.
Но есть у урги, хотя правильнее называть ее уурга, и еще одно предназначение. Дело в том, что монголы народ горячий и в летний период, когда не так прохладно, любят придаваться любовным утехам прямо в степи, на свежем воздухе, так сказать. Но если мой благодатный читатель видел хоть раз степь, то поймет, что там просто негде уединиться. Сплошные поля с травой, да мелкие холмы из складок местности. Но степной народ оказался не только горячим, но и смекалистым. Так вот, оказалось, что достаточно воткнуть уургу в землю, как приспособа моментально превращается во временный оберег. Если каким-то чудом, другой монгол увидит сей знак, то он изменит направление своего движения, дабы не мешать осуществлять священный семейный долг. Дело-то интимное и свидетели тут ни к чему.
Но героям кинофильма «Урга — территория любви» в этом плане повезло не очень. Они оказались жителями так называемой Внутренней Монголии, читай части Китая, где живут в том числе и племена этнических монголов. А правительство коммунистического Китая, с переменным успехом борется с жутким перенаселением своей страны. Одним из способов борьбы была знаменитая политика ограничения рождаемости. Там провозглашался лозунг: Одна семья — один ребенок. Но данное правило действовало только для самих китайцев, а для этнических меньшинств правительство сделало послабление и разрешило иметь немного больше детей, чем остальным китайцам.
И вот наш герой, крестьянин-скотовод, живущий посреди степей в настоящей юрте, со своей красавицей женой, двумя детишками и престарелой матерью. Живет, можно сказать, зажиточно. В юрте есть электричество от переносного ветряного генератора, семья вдоволь питается мясом, есть топливо для обогрева, да модные одежды. Что в целом-то и не удивительно, поскольку деньги им особо тратить некуда, до ближайшего магазина ехать и ехать на лошади, а свой скот они выгодно продают. Да, вернемся к нашему герою. Он хочет еще детей в своей семье. Желание, надо признаться, законное, но супруга противится, дескать, следующий ребенок уже превысит квоту и в школу его не возьмут. Собственно, вокруг этого сюжет и крутится. Кстати, в фильме постоянно говорится о том, что норма для монголов в Китае четыре ребенка, а в кадре постоянно мелькают только два. Куда делся еще один — непонятно.
Душевные и плотские метания героев успешно разбавляет еще один персонаж, мастерски исполненный Владимиром Гостюхиным. Русский водитель, приехавший на заработки в Китай, являет собой полную противоположность местному скотоводу. Если водитель гонится за длинным рублем и не гнушается почти ничем, а по вечерам удачно заливает за воротник в местном ресторанчике высокой партийной морали, то крестьянин-скотовод его антипод. Он настоящий хозяин, который живет на своей земле, своими руками и своим хозяйством. Он твердо уверен в себе и своей семье, любит детей и жену. Настоящий пример для подражания. И вот их дорожки, случайным образом переплелись. И встретились не просто разные люди, а разные культуры. Конечно, россиянин оказался явно не на высоте, отчего ему самому к концу фильма стало тошно.
Я люблю кинофильмы, в которых герои не спасают мир, не совершают геройские поступки или не грабят банковские хранилища, а заодно не нейтрализуют группу террористов. Мне импонируют сюжетные линии, где не происходит ничего экстраординарного, просто берется кусочек из жизни обычных людей и показывается так, что начинаешь переживать за героев и проживать вместе с ними отрывок из их бытия. Снять интересно такой кинофильм доступно только настоящему мастеру своего дела. И оказывается, что Никита Михалков, режиссер «Урги», не зря кушает свой хлеб с черной икрой. Михалков создал настоящий фильм, фильм, который интересно смотреть и не стыдно порекомендовать друзьям. Такой дар среди режиссеров еще поискать надо.
Но не только талант сценаристов или режиссера проявился в «Урге». Актеры! Вот кто заслуживает отдельного упоминания. Игра азиатских актеров и Гостюхина попросту поражает. Она настолько органична, что любо-дорого смотреть! Я не знаю, мучал ли Никита Михалков актеров, так же как Стенли Кубрик мучал своих в «Сиянии», заставляя их прогонять эпизоды раз за разом, до достижения полного идеала, но у Михалкова они играют просто великолепно, особенно дети. Настолько живой игры я не встречал уже давненько.
И со мной трудно не согласиться, кинофильм оценили премией «Золотой лев», госпремией России и премией «Ника». А еще «Урга» номинировалась на «Оскар» и «Золотой глобус», увы, только номинировалась. Отсель, категорически рекомендую «Урга — территория любви» к просмотру. Фильм восхитительно хорош!