В России по-прежнему умеют снимать хорошее кино, от которого не воротит наизнанку и хочется не только порекомендовать другим, но и пересмотреть, если не фильм целиком, то хотя бы его отдельные моменты. И это в полной мере относится к художественному кинофильму «Глубже!» вышедшему на широкие экраны в 2020 году.
Что удивительно, на место именитых режиссеров прошлого, приходят молодые таланты, которые не только поддерживают высокие стандарты прошлого, но и поднимают планку еще выше. «Глубже!» — откровенная и легкая мелодрама, с сюжетом крутящимся вокруг кинопродукции для очень взрослой аудитории. И именно по этой причине большинство зрителей, ханжески, откажутся от просмотра, дескать они выше этого. Но в действительности кинокартина куда более целомодурена, чем большинство современной кинопродукции. Да и фильм, на самом деле не об этом.
Основной идеей в «Глубже!» является мысль о том, что упорство и труд, могут помочь достигнуть успеха в любом деле. Даже в таком неблагодарном, как съемка роликов для взрослых. Ну и конечно же стороной не обходит и любовная линия, куда без нее в мелодраме. В самом сюжете почти нет провалов, сценарист Михаил Сегал, он же выступил и режиссером, проработал сценарий очень достойно, завязал всю сюжетные линии в единый узел и неумолимо привел зрителя к эпической финальной сцене. Не подкачали и прочие участники кинопроцесса, операторы, звукорежиссеры, постобработчики. Все выполнено на высшем уровне.
Отдельно хочется уделить внимание актерской работе. Да, в фильме есть звезды: Симонов, Стеклов, Бурунов, присутствует Лапенко и даже Верник с Угольниковым стараются что-то изобразить. Но! В центре кадра, не всегда композиционно, но всегда мастерски остаются Александр Паль, Любовь Аксенова и Олег Гаас. Эта троица отразила всё, все настроения, все движения и все тенденции нашего мира настолько достоверно, что им хочется рукоплескать стоя. Если Александр Паль уже сложившийся киноактер, успевший сняться в более чем 30 кинокартинах за свои 30 лет, и ставший лауреатом 2015 года по номинации за лучшую мужскую роль на «Кинотавре», то Гаас и Аксенова оказались настоящим открытием.
Ни у того, ни у другого нет сколько-нибудь серьезного опыта в кино. Ни Гаас, ни Аксенова широкому зрителю не известны. Да, они снимались в сериалах, проходных фильмах, но роли блеклые и никому не интересные, незапоминающиеся. И такие они бы ли бы и в «Глубже!», особенно с тем сюром, что нагнал в кадр сценарист/режиссер. Тупенькие и невыразительные персонажи, неспособные связать пару слов, очередное гиперболизированное отражение современного общества, современной «молодежи». Но в фильме есть одно но.
Это та самая финальная сцена, ради которой построен весь предыдущий видеоряд, все предыдущие нитки сюжета, все события. Всё, как дороги, ведущие в Москву, верно и неумолимо ведет к финальной сцене, к апексу, к кульминации, к взрыву эмоций. Но чтобы его получить, его прочувствовать, необходимо первоначально как следует пропитаться тортиками атмосферой фильма, настроениями героев и только тогда, на финальной сцене наступит неподдельный катарсис и в первую очередь от игры актеров. И это не шутка. Зритель, по крайней мере я, оказался категорически не готов к такому. Финальная сцена вытягивает весь фильм на абсолютно иной уровень, уровень, на котором в Российском кинематографе находятся единицы, да и в зарубежных киностудиях я вот не припомню, что было что-то аналогичное (хотя мой век куда короче всей истории кинематографа).
Как результат — фильм получился на редкость удачным и его можно смело рекомендовать к просмотру. И мне очень не хочется, чтобы его погребли под тоннами прочих, менее удачных отечественных кинокартин.
PS. Похоже, что фильм с "Глубже!" не просто интересная режиссерская находка, но и лучший российский фильм 2020 года. По крайней мере в моем понимании и понимании моего окружения, кто смог ознакомиться с кинокартиной, не перематывания, не отвлекаясь и просмотрев его до конца. К сожалению, оценить кинофильм зарубежным друзьям не выйдет. "Глубже!" слишком специфически заточенный под российские реалии продукт и иностранцу он не будет так близок и понятен. Взять к примеру, поедание тортика с дня рождения ложкой в одно лицо. Факт для итальянца или филиппинца просто дикий и будет восприниматься как какая-то зарубежная экзотика, сродни поедания соплеменника. Да и ключевую сцену просто невозможно перевести на чужой язык, любой дубляж или подстрочник, сведет на нет всю экспрессию, полностью. Поэтому наслаждаться перипетиями героев смогут только россияне. Чем я собственно и не огорчен.