1967
Вам, живущим в двадцатом веке.
Вам, живущим в первом веке коммунистической эры — ПОСВЯЩАЕТСЯ!
Тема научной фантастики — ключевая в произведениях послевоенной культуры. Писатели-фантасты не только стараются предсказать будущее в технологическом плане, много внимания уделяется так же и социальному устройству мира будущего. Ведь, 20-й век дал замечательную пищу не только для развития темы технологического развития, но и не меньшую социального. Одним, из ярких представителей подобных писателей был Иван Ефремов, советский ученый и автор нескольких ошеломляющих по своей глубине и детальностью проработки романов. В книгах Ефремова уделяется не так много внимания именно технологическому развитию человека будущего, сколько социальному развитию общества в целом. Идеалом мироустройства по Ефремову является настоящий коммунистический мир, мир в котором отсутствуют войны, мир, в котором нет места преступности и все люди по настоящему братья. Возможно, Иван Ефремов, был первым писателем, кто создал полновесную "вселенную", в которой живут, сражаются и умирают его герои.
Конечно, подобная идеализация кажется немного наивной, а идея коммунизма серьезно дискредитирована реальными обществами, которые пытались построить в идеях "коммунизма". Однако, мир Ивана Ефремова отличается от реального мира социалистического или квази-коммунистического мира, ровно на столько, насколько идея коммунизма отличается от капитализма вообще. И необходимо четко понимать и видеть разницу, между миром реальным и миром фантастического будущего.
Вот и в фильме "Туманность Андромеды", снятом по одноименному роману Ивана Ефремова, действие происходит в далеком будущем, где коммунизм и его идеи, после длительной и тернистой эволюции достигли своего расцвета и стабильности. Все люди заняты трудом, однако тяжелый физический труд не лежит на их плечах. Человек занят творчеством, исследованием космических далей, наукой.
Просматривая киноленту, все время даешься диву, насколько же были прозорливы его создатели. То, в одном из кадров на столе стоит самый настоящий ноутбук, то имя главного героя "Дар Ветер" буквально перекликается с именем одного из героев выпущенной спустя десятилетие американской звездной эпопеи. Но, как и положено советскому кинематографу, он сеет зерна добра, всеобщего братства и миролюбия, а не вражды, войны и сепаратизма, как принято в западном киноискусстве.
Особо глаз цепляется за внешний вид главных героев. Все они обременены шикарными прическами, отсутствием каких-либо дефектов вообще. Ведь того требует "волшебный" мир будущего, где люди живут в полном согласии и достатке, и где нет места никаким недостаткам. Все проблемные исправляется благодаря развитой медицине, а может быть и люди появляются на свет уже заранее спланированными в генных лабораториях, кто знает. Но, наблюдать на экране Серегя Столярова в образе шикарного блондина, а Николая Крюкова в качестве командира межзвездного корабля как минимум не привычно. Отечественному зрителю актеры запомнились совершенно в другом амплуа. Водитель полуторки, глава парткома или партизан, вот, что ожидает зритель от Крюкова, да Столярова. Тем, не менее - актеры сыграли весьма достойно, хоть и в полном не соответствии своему основному образу.
Сюжетная линия в фильме развивается сразу же в трех плоскостях. Однако полностью реализована только одна из них. Первая — любовная история между героями Столярова и Артмане, вторая же предтеча для провального эксперимента по контролю за временем, а третья собственно история про экипаж звездолета попавший в трудное положение на орбите т.н. "железной звезды". И только героизм людей на звездолете помог им избежать гибели и вернуться на родную планету. К сожалению, ни первая, ни вторая сюжетные линии, так и не были реализованы до конца.
Причиной тому была кончина Сергея Столярова и невозможность снять продолжение кинофильма. Именно по-этой причине первоначальное название кинокартины "Пленники железной звезды" исчезло, оставив только "Туманность Андромеды".
Тем не менее, фильм получился на редкость удачным и смотрибельным. Отличные интерьеры, хорошие специальные эффекты, аутентичная игра актеров, интересный и продуманный сюжет, все, что требуется для хорошего кинофильма, есть и здесь. И даже спустя десятилетия, кинокартина смотрится весьма свежо. Если в 60-х годах прошлого века идеи коммунизма казались чуть-ли не издевкой, то в нынешней ситуации тотально победившего капитализма в них уже есть весьма разумное зерно.
Фильм можно порекомендовать к просмотру любой категории зрителей. В первую очередь, как образчик высококлассной фантастики, где упор делается не на фантастичность окружающего мира и не на чудеса науки. А во-вторую, как вполне современный и интересный фильм, который, да, отличается от того, что есть сейчас на экранах и отличается в лучшую сторону.