Этология, как наука сравнительно молода, окончательный ее генезис был сформирован только к началу ХХ-го века. Посему о самой науке и о том, каких успехов она смогла достигнуть за время своего существования, широкому кругу людей известно до крайности мало. В особенности на постсоветском пространстве, поскольку, этология, как и некоторые другие дисциплины, не приветствовалась в среде официальных наук. В рамках данной статьи, будем рассматривать не только этологию, но и когнитивную этологию. И не будем делать между ними различий. Хотя разница между ними, конечно, есть, но интересна она будет только специалистам в этой области.
Итак, этология, как наука изучает поведение живых существ, в том числе и человека. Просто этология рассматривает поведение через призму генетического аппарата, или попросту обусловливает поведение врожденными инстинктами живого существа. А когнитивная этология, в свою очередь, рассматривает рассудочную деятельность, интеллект живого существа, и как следствие поведение оного обусловленное именно рассудком, а не врожденными инстинктами.
Этология, тем не менее, очень тесно связана с другими научными дисциплинами, такими, как биология, генетика, физиология, эволюционная биология и другими. Являясь своего рода промежуточным звеном между «материальными» науками, типа биологии, и «гуманитарными» течениями, например, психологией, этология дает очень четкое понимание того, как живут, действуют и работают живые существа. Этология дает ответ, что является двигателем, что дает толчок к действиям и поведению.
Двадцатый век, буквально бурлил научными открытиями, новыми технологиями, необычным их применением и комбинаторикой существующих знаний человечества. И одно, из важных технологических новшеств, ставшего доступным для широких масс именно в 20-м веке, позволяет с необычайной легкостью понять, что-же такое этология. А человек, владеющий этологическими знаниями, хотя бы даже основными сведениями, может разобраться в поведении не только животных, но и отдельных групп или типажей человеческих личностей. И, о, Боже! Наконец-то понять, чего же все-таки хочет женщина!
Появление и широкое распространение по земному шару компьютеров и прочей вычислительной техники, дало толчок не только для общего научно-технического прогресса, но и для некоторых наук, в том числе и этологии. Появился очень хороший аналог в человеческом мире, который позволяет очень точно и самое главное понятно описать, то, что обуславливает деятельность самого человека и других живых существ.
Живые существа очень удобно рассматривать как настоящих биороботов или биокомпьютеров, которые могут более-менее автономно существовать в нашем мире. И ведь, по сути, если провести сравнительный анализ, все живые существа такими биороботами и являются. А управляют этими роботами программы, которые запрограммированы в «мозгах» живых существ. Программы эти могут быть, как встроенными, обычно биологи называют их врожденными инстинктами, а могут быть и не встроенными, а устанавливаемыми уже во время протекания жизни, которые обычно именуют приобретенными инстинктами.
Некоторые существа, настолько простые, что просто не могут быть обучены ничему новому, в их мозг просто нельзя установить новую программу. Другие же наоборот, не только хорошо воспринимают новые установки, но и могут самостоятельно заниматься как контролем над уже установленными программами, так и устанавливать самостоятельно в себя самих новые поведенческие программы.
Что же такое программа в рамках этологии? Программа это набор некоторых инструкций, которые выполняет исполнительное устройство живого существа. Например, у амебы, весьма примитивного существа, программа действия очень простая. Ползти в ту сторону, где есть свет и поглощать, стараясь переварить все более-менее съедобное, что попадается по пути. Робота с подобным уровнем интеллекта способен собрать из подручных материалов, типа конструктора Lego, любой мало-мальски смышлёный школьник.
У более сложных существ, например у мухи, программа намного сложнее. Муха не только перемещается за светом, но и совершает достаточно сложный анализ окружающей обстановки, проводит полеты на сумасшедшей скорости и может по запаху найти питательный объект. В стане людей, создать подобного робота, под силу, наверное, только профессорам Массачусетского технологического института, ведь даже сейчас, в 21-м веке, робототехника не ушла настолько далеко. Вернее, подготовить робота умеющего летать можно, но гораздо сложнее научить его летать самостоятельно, принимая собственные решения в сложных ситуациях. Казалось бы, муха намного сложнее амебы, но и та и другая, вполне мирно сосуществуют, и для жизни амебы вовсе нет необходимости иметь очень большой и мощный вычислительный аппарат, как, например, у мухи. Амеба успешно справляется со своим предназначением и с совершенно примитивным, одноклеточным «мышлением».
На минутку отвлечемся и попытаемся ответить на вопрос, а в чем же собственно смысл жизни? Дуглас Адамс, на этот вопрос дает вполне однозначный ответ «42», а кто-то попытается ответить, что смысл жизни в счастье или дорогом автомобиле. Но, если отойти от личных интересов конкретных людей, то становится ясно и очевидно, что единственной целью, единственным смыслом жизни любого живого существа, а в этой статье мы оставляем за рамками неживых существ, да и не существ то же, является потомство. Ведь факел жизни должен передаваться от родителя к потомку, а далее к его потомку, и к его потомку, и к его то же. И так до бесконечности и скончания веков. Те эгоистичные существа, у которых был другой смысл жизни, они уже давным-давно сгинули с лица этой планеты.
Так, вот, наличие одноклеточного «мозга» у амебы и более сложной структуры у мухи, делает их успешными в плане размножения и выживания. Успешных обоих. Иначе, нам были бы не знакомы, ни мухи, ни амебы. Они бы исчезли, вымерли бы. Муха, которая может хранить и обрабатывать намного больше информации и имеет более сложные поведенческие программы, обладает, как вид, такими же шансами на выживание, как и амеба, имеющая совершенно примитивные возможности «пораскинуть мозгами». Все, что делают мухи и амебы, заложено на уровне их генетического кода. Их поведение определяется программами. И эти программы встроены в них изначально. И муха, и амеба, уже сразу после своего рождения имеют полный набор инструкций, как прожить всю свою жизнь от начала и до гробовой доски. Но, ведь есть и более сложные существа, нежели мухи.
Более совершенные существа, способны обучаться, а именно получать новые программы не на основе генетического кода, а извне. Биологом хорошо известен термин импринтинг. Импринтинг означает копируемое детёнышем поведение родителя. Т.е. происходит обучение живого организма шаблонам и программам поведения, при помощи внешнего воздействия. И передаются программы намного более сложные, которые просто не могут поместиться в генетическом коде. Так, утенок учится у своей матери утки, а цыпленок у курицы. Подобное обучение может проходить, как в самом младенчестве, когда организм воспринимает информацию и учится с огромной скоростью, так и в течение всей жизни. Таким образом, приобретаются новые инстинкты, создается дополнительное инстинктивное программное поведение.
Но, кроме уток и мух, на земле живут существа с еще более сложной системой управления, с намного более развитым интеллектом. Существа, у которых есть по-настоящему удивительная вещь — рассудок. Рассудок позволяет не только слепо не следовать требованиям инстинктивных программ, но и полностью блокировать их, а так же устанавливать свои собственные программы, самообучаться. И ярким представителем таких существ можно назвать, разумеется, человека. Человек не только имеет врожденные, встроенные инстинктивные программы, он так же обучается методом импринтинга от своих родителей, но человек так же обучается и позже, когда выходит из младенческого возраста. Человек долго и упорно учится, его учит социум, в котором он живет, и он может так же самообучаться. А благодаря рассудку, у человека есть уникальная возможность, не только видоизменять приобретенные программы, так и полностью блокировать даже врожденные программы.
Важно понимать, что, будучи однажды зафиксированной в геноме программа, будет автоматически копироваться всем последующим потомкам. И никаких изменений по большому счету в нее не будет вноситься на протяжении многих-многих поколений, особенно, если программа не является непосредственным ключевым фактором, относящимся к выживанию. Могут появляться новые программы, иногда частично дублирующие уже существующие, а иногда наоборот противоречащие по действию уже существующим. В результате у более-менее развитых существ образуется настоящий многослойный бутерброд из программ, которые определяют поведение каждой конкретной особи.
Как же активируется запрограммированное поведение? У высших животных, программы, заложенные в генах, достаточно примитивны, они не могут отслеживать многофакторные состояния или проводить сложный анализ ситуации, они так же не могут достоверно отличить одну ситуацию от другой, все потому, что в генетическом коде не достаточно места, что бы разместить там сложные программы. А срабатывают они лишь только определенным маркерам. Если перед собакой, во время прогулки в лесу, неожиданно возникнет медведь, то сработают определенные маркеры страха и собака, автоматически встанет в боевую позу и начнет запугивать чужака. Так сработала одна программа. Если у собаки данной породы, присутствуют программы сохранения своей собственной жизни в минуты опасности, то при виде значительно превосходящего ее противника, она постарается не просто нападать на неприятеля, но и по возможности ретироваться. Подобное поведение, характерно для всех особей данной породы, с небольшими вариациями с поправкой на изменчивость, и определяются программами, заложенными в собаку всеми ее предками. А вот, если человек, предварительно надрессирует псину останавливаться и стоять неподвижно, в случае обнаружения медведя, то собака именно так и поступит, сработает другая программа, которая перекроет все остальные. И вместо явного выражения агрессии или бегства, в руках человека удобный охотничий инструмент. Другими словами, по набору маркеров, могут срабатывать сразу несколько программ, иногда взаимоисключающих.
Программа, особенно встроенная, должна отработать максимально быстро, ведь, если эта программа связана с непосредственно критическими условиями, то в этом случае, промедление поистине смерти подобно. Именно таким образом, по набору некоторых событий, активируется выполнение того или иного действия. Подобно детскому врачу терапевту, который за 15 секунд ставит диагноз ребенку, основываясь только на отдельных показателях – кажешь, заложенность, температура и тому подобное.
Итак, повторим еще раз — человек и все другие живые существа по своей сути биокомпьютеры, управляют которыми программы. Программы могут быть, как встроенными, которые есть у любого представителя данного вида, так и приобретенными уже после появления на свет в процессе обучения. Программы срабатывают в зависимости от возникновения маркеров, на которые они настроены. На один и тот же маркер или набор маркеров может реагировать одна или несколько программ, часты ситуации, когда оные программы противоречат друг другу. Встроенные программы в процессе эволюции очень неохотно покидают геном хозяина и, как правило, существуют в неизменном виде на протяжении многих поколений. У существ с высоким развитием интеллекта есть рассудок, который позволяет не только блокировать действие уже установленных или врожденных программ, но и самостоятельно устанавливать новые программы.
Программы деятельности живых существ могут быть совершенно разными, в зависимости от уровня развития, предназначения и специализации живого существа. Так, любая собака обладает инстинктивной программой погнаться и схватить пробегающую мимо дичь, например кошку. Подобный позыв к действию в ней возникает автоматически и передается от поколения в поколение, практически не изменяясь. Поэтому любой пес делает попытку побежать за убегающей кошкой. Однако, при помощи привнесенных после рождения щенка программ, например дрессировкой или импринтингом, есть возможность блокировать позыв собаки к погоне.
Встроенными программами регулируется не только личное поведение конкретной особи, встроенные программы могут создать более устойчивые, с точки зрения выживания, структуры из разрозненных особей. Такие программы оттачивались эволюцией на протяжении длительного времени и, обыкновенно они одни из самых устойчивых и живучих. Например, пчелы объединяются в пчелиные семьи, и строят ульи, где у каждой пчелы есть своя роль и жесткая специализация. А высшие животные, те же собаки, волки, антилопы и даже человек, предпочитают жить в социуме, стаде или попросту группе. Жизнь группой повышает шансы на выживание каждого члена этой группы благодаря свойству аддитивности, когда качества одной особи в совокупности с подобными же качествами другой, при совместном использовании дают положительный синергетический эффект. И ведь, правда, 20-ти волкам намного легче загрызть медведя скопом, нежели сделать это, но поодиночке.
Успешная жизнь в группе, подразумевает установление особых порядков внутри этой группы для каждой особи. Порядок этот нужен в первую очередь для повышения шансов на выживание для всей группы в целом и как следствие для каждого ее члена. Причем речь тут идет не только о противодействии окружающей среде, но и о противодействии конкурирующим группам того же вида. Но, группа это не просто сборище особой, у группы есть своя структура. У социальных животных, в том числе и у человека, мироустройство группы строится на иерархическом принципе, как самом простом, устойчивом и естественном. Общество в группе представляет собой выраженную пирамиду, где на вершине находятся существа с высоким рангом и их мало, а ниже располагаются существа с более низким рангом и чем ниже, тем, по обыкновению их больше. Подобное ранговое иерархическое поведение обуславливается именно встроенными программами живых существ, которые эволюционно живут группами.
Скажем домашние собаки, автоматически собираются в стаи, где выявляется вожак, несколько претендентов на роль вожака и множество более низкоранговых особей. А вот, домашние кошки, которые, как известно, живут сами по себе, не сбиваются в стаи и не организуют ранговые иерархии. Даже будучи собранными насильственным методом на ограниченной территории, они не создадут ранговую иерархию. Кошки будут жить в практически одноранговом обществе, периодически устраивая стычки за территорию, самок и пищу.
Ранг особи, в ранговых сообществах, это формальное положение конкретного индивидуума в иерархии той группы, к которой он принадлежит. И ранговое поведение, обуславливается именно встроенными программами конкретного вида живых существ. Но, как же особи добиваются того или иного ранга? Ведь понятно, что вожак стаи это обычно один, самый лучший представитель группы, от которого будет получено самое-самое лучшее, самое приспособленное к жизни в окружающей среде, потомство. Как же он достигает своего формального положения? Ключом к продвижению по ранговой лестнице является ранговый потенциал. Что бы добиться высокого положения, особь должна обладать определенными качествами, которые наиболее высоко ценятся в данном конкретном обществе.
В примитивных обществах, во главу угла ставится физическая сила да выносливость, посему борьба за высокое положение в иерархии ведется обычными силовыми методами. И вожаком стаи волков становится самый сильный и самый мощный волк, который сумел победить всех остальных претендентов и который сможет оставаться на своей позиции благодаря отменному здоровью еще некоторое время. Но, только ли физическая сила и мощь составляют ранговый потенциал? Отнюдь, чем сложнее устроено общество, чем более развито животное, тем большее значение играют другие факторы, например уровень интеллекта, способность договариваться с другими особями для применения положительной синергии аддитивности, хитрость, коварство и наконец, упорство в достижении своей цели. И тут мы вплотную подходим к еще одному показателю, который используется в этологии, и используется он наравне с ранговостью и ранговым потенциалом, хотя и применяется в основном для описания поведения человека.
Показатель этот называется примативность. Примативность — характеристика живого существа, в первую очередь человека, которая показывает, что же является движущей силой поведения существа. Высокая примативность означает, что базой в поведении являются врожденные программы, которые достались от предков. А при низкой примативности, используются уже решения, принимаемые на уровне интеллекта, и рассудка в том числе. Естественно, как у ранговости и рангового потенциала, у примативности нет четких граничных состояний, это градиент и конкретное существо может находиться слева или справа от нейтрального положения. А насколько далеко существо расположено от середины и есть показатель примативности. Другими словами, нельзя сказать, что конкретная особь, конкретный человек 100% примативный или наоборот 100% низкопримативный.
Высокая примативность означает, что особь ведет себя больше, как животное, повинуясь своим врожденным поведенческим программам, так животные более примативны, чем человек. Ведь, человек в глубокой древности сделал ставку на интеллект, как основной двигатель своей эволюции и как залог успешной выживаемости. И из поколения в поколение сей показатель, теоретически, должен неуклонно улучшаться и улучшаться. На практике, разумеется, отбор идет именно по характеристикам приспособленности к окружающей среде, и больше шансов на размножение получают именно особи с высоким рангом и высоким ранговым потенциалом, и совершенно не важно, как был достигнут этот ранг, физической силой или же только силой интеллекта.
Как же встроенные программы управляют живыми организмами. Судя по всему, области мозга, если у существа есть, разумеется, мозг, а не только примитивные нервные центры, развивалась в ходе эволюции параллельно и не состоят в едином вычислительном пространстве. Но отдельные части мозга все же обмениваются информацией между собой. И сообщениями, которые посылаются соответствующими участками мозга, как результат деятельности той или иной программы, при обнаружении определенных шаблонов маркеров, можно определенно считать такие вещи, как эмоции, чувства и аффекции. Например, страх, как эмоция, возникает в моменты опасности и реакция организма на него ясна. Как правило, это либо агрессия по направлению к объекту страха, либо бегство от объекта страха, либо оцепенение, когда субъект притворяется мертвым и абсолютно не интересным. Разумеется, существуют и более сильные программные воздействия, например такое сильное чувство, или даже аффекция, как любовь.
Итак, живые существа, с определенным уровнем развития могут характеризоваться своим формальным рангом, который они занимают в обществе, своим ранговым потенциалом, а так же своей примативностью. Разумеется, ранг и ранговый потенциал, в чистом виде, есть у существ, для которых характерны иерархические структуры. Но даже и у не иерархичных живых объектов, есть как формальные показатели их приспособленности к окружающей среде, так и потенциал к получению этих показателей. Например, тот кот лучший для продолжения рода, у которого тушка больше, что означает, что у кота есть большая кормовая база, своя охотничья территория и есть силы ее защищать от других котов.
Но, есть ли для ранговых животных, и человека, нечто, что лежит за пределами их иерархии? Конечно есть, например добыча для волков, всего лишь добыча и она абсолютно не участвует в ранговых играх. А ведь, есть, кое-что еще. Как известно на вершину иерархической пирамиды добираются, чаще всего, особи с высоким ранговым потенциалом. Но, есть существа и субъекты, которые обладают намного большим рангом, чем может достигнуть существо в своей иерархии. Если взять собак, которые живут рядом с человеком с незапамятных времен, то без присутствия человека, собаки отлично самоорганизуются в стаю, и прекрасно при этом себя чувствуют. Но, как только появляется человек, он становится для собак не досягаемой в плане иерархии фигурой. Фигурой, которая находится так высоко над самым высокоранговым вожаком стаи, что даже достигнуть этого уровня не может ни одна собака в стае. Для собаки, человек, хозяин, это настоящий бог, всемогущий и всевидящий. И чьим приказам надо подчиняться беспрекословно. У людей то же есть боги, существа, обладающие настолько высоким рангом, что ни один человек не может быть выше их. И даже цари на земле, были всего лишь наместниками Бога на земле. И человек, точно так же должен беспрекословно выполнять все наказы и заветы своего Бога. Здесь есть над чем подумать, над чем поразмышлять.
Еще в относительно первобытные времена, когда человек уже жил группами, и когда была сделана ставка в игре на выживание на интеллект. Оказалось, что интеллект, разум и рассудок, очень мощные орудия, которые могут значительно увеличить шансы на выживание. А в совокупности с аддитивностью — настоящий джин был выпущен из бутылки. Прогресс человека начал развиваться семимильными шагами, за несколько поколений перепрыгивания через тысячелетия эволюции. Но прогресс шел не столько биологический, сколько социальный.
Человек, оставаясь в биологическом плане мало чем отличающимся от своих далёких предков, в плане социальном ушел от них на миллионы лет вперед. Во время своего развития, постепенно оказалось, что благодаря социальному прогрессу, старые понятия о ранговости заметно устарели. Вершины иерархической пирамиды все чаще и чаще достоин не самый сильный и смелый, а самый умный и рассудительный. Так, еще в древности, произошло раздвоение ветвей власти в человеческом племени. Вожаком и формальным лидером оставался самый крепкий и сильный, а фактической, но теневой властью обладал самый умный и расчётливый. В некоторых племенах подобную позицию занимал шаман, который в том числе и привлекал, пользуюсь смекалкой, на свою сторону сверх-ранговых Богов. А если посмотреть на современный мир, то на вершинах пирамид, за исключением самых-самых примитивных обществ, всегда вольготно располагаются в основном низкопримативные личности.
Но, несмотря на социальный прогресс, в мозгу человека все еще сильны примативные звериные программы, которые оказывают огромное влияние на его поведение. В то, время как общество, та группа, в которое человек обитает, требует от него совершенно иного. И вот подобный дуализм, уже приводит к настоящим проблемам.
Высокопримативные люди, если не могут найти себе занятие по душе, таких, как например, служба в действующей армии, или промысел в тайге, обычно попадают в места лишения свободы, ибо их поведение, диктуемое инстинктами, идет в разрез с требованиями общества, которое устанавливает совершенно другие, выгодные социуму в целом, правила игры. А отсутствие низкопримативных качеств, не дает способности для подобного человека контролировать свое поведение даже под страхом внешних кар. Именно по этому, в тюрьмах царят весьма жестокие иерархические структуры, где на самой вершине располагается самый сильный и агрессивный высокопримативный вожак, а все остальные в виде пирамиды кормятся где-то внизу. Получается, что в подобных изолированных социумах, и где основными их членами являются высокопримативные особи, строится и подобное высокопримативное общество.
И вот, с аналогичными проблемами приходится жить современному обществу. Общество с ними активно борется и старается их полностью искоренить. Как уже было отмечено свыше, самых непокорных — изолируют, для более контролируемых придуманы меры наказания, как законом земным, так и законом небесным, с привлечением непоколебимого авторитета сверх-существа. Дети, получающие полный набор, иногда противоречивых врожденных программ от своих предков, обучаются от своих родителей методом импринтинга, проходят социальное обучение в детском саду, школе, играя со своими сверстниками на улице, смотря фильмы по телевизору и так далее и тому подобное.
В то время, когда человеческая особь уже достаточно взрослая, молодые люди стараются реализовать свой ранговый потенциал. Они собираются различные группы, где в рамках небольшого количества людей можно постараться повысить свой ранг, за счет конкуренции с ограниченным количеством других особей. Даже наиболее успешные компьютерные игры, сами играют на ранговости своих игроков, заставляя выигрывать и достигать все лучших позиций и показателей, соревнуясь с другими игроками.
Но, далеко не все программы, закладываемые в голову ребенка родителями, а в голову молодого человека обществом, вообще полезны для человека. Некоторые из них, не дают развиваться личности человека, некоторые так и вообще губительны. Но, благодаря этологии и рассудку, человек способен очистить свой мозг самостоятельно или при помощи других людей от скверны мешающих жить программ, а так же откорректировать последствия возникающие от противоречащих друг другу программ (например, общественной «не укради» и врожденной «украл — значит добыл»).
Итак, в человеческом обществе есть серьёзные противоречия, которые кроются в самой натуре человека. Биологическая сущность человека, его врожденные программы настроены на совершенно другое, более примитивное существование, нежели то, которое ему достается благодаря современному миру. Что бы жить в нем, человек должен соответствовать ему и достигает он этого соответствия, посредством установки общественных программ через импринтинг и обучение. Но, зачастую, программирование чрезмерно сильное и установленные программы просто мешают жить человеку, а иногда они недостаточны, и человек с высокой примативностью изолируется от общества.
А теперь подойдем к одному из самых интересных вопросов поднятых в этой статье. Чего же хочет на самом деле женщина? Разобраться в этом вопросе мужчины пытались на протяжении многих веков (и продолжают пытаться), но достичь, понимая в этом вопросе, смогли не многие. Как было уже отмечено выше, врождённые инстинктивные программы воздействуют на нас, людей через эмоции, аффекции и чувства. Большинство женщин более эмоциональны, чем мужчины. Что и не удивительно, если мужчина покажет свое чувство, например, страх, перед лицом своего врага, то считай, что половина битвы уже проиграна. Поэтому мужчины, с древнейших времен старались контролировать свои эмоции и вырабатывали в себе низкопримативные качества. У женщины же наоборот, не было потребности скрывать свои чувства и эмоции, а скорее даже наоборот были и есть потребности выставлять их напоказ. Именно так, более физически слабые женщины использую эффект аддитивности, объединяются и дают отпор более сильному, но зарвавшемуся мужчине. Стоит одной женщине заплакать, обидевшись на мужчину, как у нее сразу же найдутся товарки, которые сообща заклюют обидчика до полного изнеможения.
Итак, женщина более эмоциональное и соответственно более высокопримативное существо, которым управляют больше инстинктивные программы, а так же программы, установленные в процессе взросления и уже взрослой жизни, и меньше используется рассудочная деятельность. Оное совершенно не означает, что женщины плохие, а мужчины хорошие, но таково различие между полами.
И что же диктуют женщине ее программы? Во-первых, врожденные программы говорят ей, что надо размножаться, ибо в этом и есть смысл жизни (установленные программы типа «чайлд-фри» не рассматриваем, поскольку они не такие сильные, как врожденный инстинкт размножения и в нужный момент сметаются со своего пути легко и непринужденно). Во-вторых, те же самые врожденные программы говорят ей, что размножаться надо не от абы кого, а только от самых, что ни наесть высокоранговых мужчин какие только есть в пределах досягаемости и только тогда потомство будет самым-самым лучшим и программа по размножению будет выполнена успешно. Но, тут вступают в работу, то же весьма сильные и завязанные на программу размножения приобретенные программы. В современном обществе, высокоранговыми являются вовсе не обладатели больших мышц или грозного взгляда (а именно так считает встроенная программа выбора партнера). Низкопримативные мужчины, бывшие шаманы, правят бал на вершинах иерархии, а угнетенные низкоранговые, но высокопримативные, под страхом общественной расплаты влекут жалкое существование. Возникает весьма сильное противоречие — с одной стороны инстинкт требует самого брутального самца, с другой стороны новые общественные программы требуют совершенно другой типаж. И как следствие в голове у несчастной барышни творится полный кавардак, происходят метания из стороны в сторону и из крайности в крайность. Сердце просит одного, а голова твердит совсем другое — так, типично можно описать подобное состояние. В некоторых культурах, что бы устранить эту, весьма серьёзную проблему, от которой страдает даже все общество в целом, к институту брака подходят совершенно другим путем. Молодые люди не выбирают самостоятельно себе партнеров, этим занимают уже умудренные опытом родители молодых. В других же культурах, к браку подходят еще более ответственно, будущий жених, должен доказать свою состоятельность, читай ранговость, внеся за невесту весьма крупный выкуп.
Но даже и в том, случае, если партнер уже выбран. Программы не дают покоя женщине ни на минуту. С течением времени, женщина из раза в раз, должна удостоверяться, а действительно ли ее избранник на самом деле высокоранговый и максимально подходящей для получения будущего потомства? Может быть, за время совместного пути, его ранг значительно понизился и стоит поискать другого партнера? Или же изначально он пустил ей пыль в глаза, и на самом деле он не высокоранговый, а самый, что ни на есть низкоранговый? И вот здесь, начинается уже настоящее мучение для мужчины, который жил себе до поры и до времени, не зная горя. Его любимая половина начинает всячески испытывать мужнин ранговый потенциал, если в нем есть хоть один грамм сомнения.
А как его испытать? Одним из показателей рангового потенциала, является конфликтная устойчивость. Если особь способна выходить из конфликта с другой особью победителем, причем неважно, каким образом, то эта особь потенциально с высоким ранговым потенциалом, а скорее уже и высокоранговая. Вот и устраивают женщины конфликты своим мужчинам, проверяя их так, сказать на проф-пригодность. Увы, этого требует встроенная программа. А бедолагам мужчинам остается только недоумевать, почему же, еще совсем недавно любящая супруга превратилась в настоящую Эринию. Ответ прост и лежит в плоскости тех программ, которые есть у конкретной женщины и уровня ее примативности, т.е. способности управлять своими эмоциями (читай встроенными программами). Конечно, низкопримативная женщина, по большому счету способна контролировать свои эмоции и потребность спилить своего мужчину в мелкую стружку. А в некоторых случаях и вовсе не испытывать подобного желания, поскольку рассудок не позволяет стать врожденным программам главенствующими, либо привнесенные программы полностью отключают программы врожденные. Но таких женщин не так-то уж и много, и каждая из них на вес даже не золота, а платины.
Кстати, тут есть одна уловка, некоторые женщины утверждают, что у них мужской склад ума. Увы, нет ни мужского, ни женского складов ума, есть те программы, которые активированы и установлены в конкретном человеке. И женщина, которая красится, одевается по моде и строит вам глазки, при этом утверждая, что у нее мужской ума, как минимум не права. Очевидно, что она женщина и что у нее работают женские программы – макияж, мода и тому подобное. Но при этом, она может быть очень низкопримативной особью и способна контролировать свои эмоции, как и прочие нежелательные потребности.
С этой точки зрения мужчинам намного легче. У них социально и биологически работают одни и те же программы. В качестве партнерши выбирается та женщина, от которой будет получено наилучшее потомство. Выбирают, как правило, красивых женщин, что означает, что у женщины не повреждён генетический код и нет никаких генетических отклонений. Под красотой, обычно, понимается наиболее средние для данной местности симметричные черты лица и тела. Кроме того, женщина должна обладать хорошим здоровьем, что бы быть способной не только выносить, родить, но еще и воспитать до более-менее самостоятельного возраста ребенка. Тут уже внимание обращается на кожу, волосы, опять же фигуру и прочее-прочее-прочее. Так же во внимание берется и сексуальность будущей партнерши. Сексуальность означает готовность к соитию и как следствие размножению. На нежелающую соития и время тратить не стоит, не говоря уже и о других ресурсах.
Итак, проблемы в современном обществе возникают из-за противоречия в программах у особей в этом обществе. Врожденные программы говорят одно, а приобретенные совершенно другое. Лиц, которые не способны контролировать себя и свое поведение изолируют от общества.
Собственно, на этом можно завершить введение в этологию, выше изложена вся основная информация, которая может быть и полезна, и одновременно понятна широкому кругу людей, профессионально не занимающихся наукой. Более подробно с наукой и ее достижениями можно ознакомится на специализированных порталах. Поверьте, там есть еще много чего, что поможет раскрыть причины нашего с вами поведения. А, знание, как известно, есть сила!