Новая игрушка (2022) vs Игрушка (1982) vs Игрушка (1976)

Запросом по написанию очередного сравнения между художественными произведениями для меня стал выход на экраны римейка одного старого французского, и любимого многими, кинофильма. Попутно обнаружился еще один римейк, но из начала 80-х годов прошлого века. Таким образом образовалось целых три кинофильма с одинаковым сюжетом и мне показалось, что будет вполне уместно ознакомиться сразу с ними всеми и выразить свое мнение о каждом из фильмов. Тем более, что они созданы разными культурами и в разное время, что еще сильнее подогревает интерес естесствоиспытателя-первооткрывателя.

В отношении сюжета — он прост и незамысловат во всех трех кинолентах. Весь конфликт и действие кружатся вокруг трех личностей. Жесткий и бескомпромиссный бизнесмен, категорически богатый, но остро занятой и не терпящий никаких возражений. У него есть сын, мальчик, которого он видит не часто, но любит где-то глубоко в душе. Собственно мальчик и есть основной герой, он меняется по мере прохождения по истории. Мальчик, живущий в роскоши и богатстве, серьезно обделен дружеским общением. У него нет друзей, он сугубо одинок. А его отец пытается компенсировать отсутствие нормального общения — деньгами. И, наконец, третий персонаж, охарактеризуем его как человека приближающегося к социальному дну, который волею случая становится другом мальчика. Что оказывает на последнего исцеляющее воздействие. Из маленького стервеца он превращается в умеющего сопереживать друга.

Сюжет всех трех кинокартин идентичен, за исключением нюансов. Но именно в них и кроется дьявол. Я начал просмотр в обратном хронологическом порядке, первым пошел самый свежий кинофильм.

Новая игрушка / Le nouveau jouet (2022)

Кинофильм создан французскими кинематографистами на студии Eskwad. Она существует с 2001 года и выпускает примерно по 1-2 фильмов в год. Основное направление — комедии. Если присмотреться, то в портфолио студии нет ни одного всемирно известного шедевра о котором говорили бы по всему земному шару. Студия работает больше на франкоговорящую аудиторию, для внутреннего потребления.

Но «Новая игрушка» прокатывался в кинотеатрах в том числе и в России. На протяжении пяти недель его успело посмотреть чуть более 10 тысяч зрителей. Особой популярности французский кинофильм у российских зрителей не снискал, хотя прокатчики, очевидно, планировали выехать на былой славе оригинального кинофильма. Но не будем о грустном.

Режиссер кинофильма некий Джеймс Ют. Явно не игрок высшей лиги, скорее крепкий середнячок. Есть у него и откровенные провалы, заминусованные зрителями, но присутствуют и более-менее смотрибельные картины, например, «Любовь с препятствиями».

Две главные роли в «игрушке»поделили между собой Даниель Оттой и Жамель Деббуз. Даниель — актер известный, за его 70-ти летними актерскими плечами более сотни кинофильмов, включая и откровенно успешные кинокартины на подобие «Приключения Реми», «Жан де Флорет» или «Девушка на мосту». Да и на режиссерском посту он смог выделиться, как минимум «Дочь землекопа» нашла отклик в сердцах зрителей. Но в «новой игрушке» весь киноопыт сводится к абсолютно непроницаемой маске бизнесмена с титановыми тестикулами. Герои даже обыгрывают этот момент с непроницаемой и абсолютно идентифирентной ко всему происходящему миной актера. Да, Оттой уже откровенно стар и печально видеть дряхлого актера в куче грима в кадре.

Но и сорокалетний с небольшим Жамель Деббуз на экране не лучше. Если не знать истинный возраст актеров, то может показаться, что они ровесники! Жамель — актер довольно опытный, снимается с 1992 года, хоть и является инвалидом. Одна из его рук была повреждена еще в детстве, но травма не помешала ему добиться популярности. В «новой игрушке» он явно и постоянно держит травмированную руку в кармане, а в одной из сценок увечье умело обыгрывается. Российскому зрителю актер известен в первую очередь по серии про галлийских героев Астерикса и Обеликса. Несмотря на то, что актер, благодаря своей харизме, в недавнем прошлом и сейчас популярен, особого перформанса в «новой игрушке» от него ждать не стоит. Выглядит он не менее удручающе.

В отличие от других реализаций истории именно в этой наглядно отображаются текущие проблемы современной Франции. Главный герой долбоеб отъявленный недотепа, у него жена на сносях, а его микробизнес в очередной раз пошел на дно. Живет он в гетто наполненном такими же обитателями дна ближневосточной наружности неплохо выживающими и активно плодящимися на многочисленные пособия.

По сюжету римейка разворачивается конфликт между рабочим классом в лице работников какого-то закрывающегося никому не нужного заводика и его владельцем, непосредственно отцом мальчика. Рабочие хотят остаться с источником хоть и скромного, но дохода, а корпорация желает избавиться от убыточного юридического лица. Как и положено у горячих французских парней — начинаются выливания ушат ругательств в сторону владельцев предприятия и традиционные забастовки. Поскольку заводик небольшой, то акции протеста не перерастают в массовые беспорядки, а проходят вполне цивильно на территории предприятия.

Не прошли мимо кинокартины и современные технологии. Мальчик увлекается стримингом, а неблагодарная аудитория лишь и способна на клянченье денег у наследника.

Во время просмотра, я обратил внимание на расовый состав актеров в кадре. На него же обратил внимание и режиссер, посвятив несколько шуток попытке мимикрии под европейца представителя ближневосточной народности. Да, мне показалось странным, что в кадре излишне мало французов африканского происхождения. И действительно, пересмотрев на ускоренной перемотке «новую игрушку» я лишь утвердился в представлении того, что негритянских актеров практически нет на экране. Они встречаются лишь в редких эпизодах, да и то мимолетно.

В целом кинокартинка вышла абсолютно проходной. Современные реалии Франции пугают, а сентиментальный юмор отсутствует как таковой. Актерская игра ничем не примечательна. К просмотру не рекомендуется.

Игрушка / The Toy (1982)

Версия истории про сынка супербогатого и влиятельного бизнесмена но из Соединенных Штатов Америки. Кинолента появилась на свет стараниями крупных голливудских студий с богатым опытом производства кинокомедий, поэтому к ленте с технической точки зрения не подкопаться. Она идеальна, как и подавляющее большинство кинофильмов произведенных на «фабрике грез». Американская «игрушка» снята довольно близко к оригинальному фильму 1976 года, поэтому именно ее можно смело назвать римейком, а не произведением по мотивам. В кинокартине повторены даже отдельные сценки из оригинала.

The Toy изначально задумывалась именно как римейк удачного французского фильма. Только вот действие перенесли в Соединенные Штаты, а главным героем стал негр. Более того, в кинофильме дана четкая расстановка: богатые и обеспеченные — белые, а черное меньшинство — страдающие бедняки. Но, вот, что необычно, так это цивилизованная борьба чернокожих за свои права. На практике, как мы знаем, обычно все заканчивается традиционными погромами и мародерством. Но ладно, это все же кино.

Итак, главная роль «игрушки» отдана Ричарду Прайеру, известнейшему чернокожему актеру, стендаперу и сценаристу. За свою карьеру Ричард получил «Эмми» и «Грэмми» (многократно), премию гильдии сценаристов и приз Марка Твена (что бы это и не значило). В 2004 году Прайер занял почетное первое место как лучший стендап-комик по версии Comedy Central. Но зритель его все же помнит именно как актера, снявшегося в почти полусотне фильмов, в основном развелкательно-юморного направления.

The Toy не получила лестных отзывов от критиков, скорее наоборот. Но лента смогла собрать впечатляющую кассу, многократно окупившую затраты на создание кинокартины. Успех, надо полагать, получен по больше части за счет именно Прайера.

В киноленте есть несколько невербальных отсылок к текущему положению дел в США с национальными меньшинствами. Например, супруга главного героя разъезжает на миниавтобусе с эмблемой Klan Watch (по аналогии с Bear Watch, добровольной организацией по отпугиванию медведей от поселений, там где это актуально). Эта вымышленная некоммерческая организация занимается предупреждением и недопущением преступлений на основе расовой ненависти. В первую очередь ее деятельность направлена на борьбу с Ку-клус-кланом, собственно оттуда и название. Действие кинокартины разворачивается в городке Батон Руж, что на Луизианщине. А как известно Луизина один из немногих штатов где клан ведет довольно активную деятельность. Поэтому местные цветные жители вынуждены хоть как-то защищать свои никому ненужные бедняцкие жизни.

С другой стороны наследие Второй мировой не позабыто, все же 82 год и множество беглых «фрицев» в Южной и Северной Америках дают о себе знать. У главного богатея сыном занимается домомучительница гувернантка, явная уроженка Германии или сильно симпатизирующая рейху. На это указывает ее характерный фенотип, приверженность к кинофильмам с фюрером, ну и абсолютно шаблонно-карикатурное поведение. Дополнительно персонаж прямо так и жаждет отведать чернокожего мясца. Comedy Club, честное слово, какой-то.

Для усиления зрительского восприятия в кинофильме планировалось использовать музыкальную тему написанную Майклом Джексоном, набиравшим приличную популярность в то время. Однако, Майкл из-за плотной работы над своим альбомом Thriller, не успел закончить саундтрек к выходу фильма. Последний остался без какой-либо внятной и запоминающейся музыкальной поддержки. Джексон все же позже выпустил сингл с названием “I’m Your Joy”, а позже переименовал его в “Best Of Joy”.

Стоит ли смотреть The Toy? Скорее нет, чем да. Никакой художественной ценности кинокартина не представляет. Так, не плохой и не хороший фильм, которых большинство на экране. Посмотрел и забыл.

Игрушка / Le Jouet (1976)

И вот наконец мы добрались до оригинального кинофильма. Лента снята французским кинорежиссером и сценаристом Франсисом Вебере. «Игрушка» — его дебют в качестве режиссера, но далеко не первая работа с Пьером Ришаром, исполнителем главной роли растяпы журналиста. Позже режиссер еще несколько раз снимал Ришара в своих фильмах.

Безусловно — французское кино в 60-х, 70-х, 80-х находилось на небывалом подъеме и не в последнюю очередь благодаря развлекательным лентам с участием популярных актеров. И по большей части их успех зиждился именно на харизме персонажей воплощаемых Пьером Ришаром, Луисом де Фюнесом, Жаном Полем Бельмондо, Жераром Депардьё. И если в кадре появлялся известный актер, то успех фильму уже обеспечен. Поэтому по поводу замудреных сценариев никто особо не заморачивался.

Ровно та же история произошла и с «Игрушкой». Довольно простенький сценарий, без основополагающего бумажного произведения, написанный самим режиссером. Легкая и запоминающаяся мелодия, проходящая пурпурной лентой сквозь весь фильм. Да вся постоянная когорта актеров, кочующих из одного популярного фильма в другой (Жерар, Жюньо, Франсуа и другие). И вот вся эта гремучая смесь, по отдельности слабоватая, а вот соединенная в единый коктейль генерирует годный продукт.

80-е года прошлого века стали для Франции переломными. Жители освобожденных колоний, где после ухода «белого» человека начиналась кровавая драка за власть, в поисках лучшей жизни планомерно перемещались во Францию. А вот ассимилироваться, как и полагается мигрантам первой волны, не желали. Но «игрушка» снята еще до массированной оккупации «первой республики» пришлыми народами. Поэтому в кинофильме участвуют только французы европейской наружности. И никаких ксенофобских шуток в фильме тоже нет (особенно если сравнивать его с версией 2022 года). Если не считать работника супермаркета в традиционном индейском наряде и переодевание героя Ришара в ковбоя (тот самый раздутый конфликт между «индейцами и ковбойцами»). Зато есть множество отсылок ко всему остальному.

Например, газета, в которую пришел устраиваться герой Пьера Ришара, носит гордое название France Hebdo («Французский еженедельник»), что отчасти созвучно со скандально известным Charlie Hebdo. Далее многочисленные таблички в фильме тоже развешены по стенам не просто так. Так, зал с машинистками (барышни перепечатывающие рукописи на печатных машинках) сидят в помещении дактилоскопической лаборатории да еще и с надписью про тишину, хотя от работы десятков пишущих машинок на электрическом ходу даже в полуметре нельзя разобрать слова другого человека.

В целом лента довольно слабая по нынешним временам. Чары Ришара не действуют на современного зрителя избалованного голливудскими улыбками. Да и той романтической ауры зарубежного фильма из самой Франции, на которую клевали зрители Советского Союза, сейчас уже нет. Так стоит ли посмотреть оригинальную «Игрушку»? На мой взгляд стоит, если ранее фильм не просматривался. Он лучший из всех трех. И да, «Игрушка» — не комедия, а мелодрама. И в ней нет хэппи–энда, как в более поздних римейках.



Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
trackback
5 месяцев назад

[…] двух «Суперменов», американский вариант «Игрушки», целую серию фильмов «Смертельное оружие» и прочие […]