Омен (1976) vs Знамение (1976) vs Омен (2006)

Глаз

Сравнение и анализ оригинального кинофильма 1976 года, его римейка 2006 и новеллы созданной по сценарию фильма

Согласно словарю Мирриам-Вебстера, латинское слово omen можно перевести на русский язык как нечто, что предсказывает будущие события, соответственно, слово означает «знамение» или «предзнаменование» (либо: предвестие, примета, предчувствие, знак и тому подобное). Слово известно с 1582 года именно в этом смысле и за века своего существования его не изменило. А еще это название внушительной франшизы кино– и теле– картин на тему противостояния Антихриста и людей. Оригинальный кинофильм 1976 года выпуска, эксплуатирующий тему страха человека перед потусторонними силами, спустя сорок с лишним лет все еще обладает, по версии IMDB, внушительным рейтингом в 7.5 баллов из 10, что вызывает неподдельный интерес. А наличие римейка и романа с аналогичным названием еще больше подогревает интерес и желание ознакомиться со всеми произведениями, подметить яркие моменты и составить собственное мнение о произведениях.

Забегая вперед дам уточнения по формату написания слов «Бог» и «Антихрист». Согласной действующим правилам русского языка, слово «бог» пишется с маленькой буквы, но правила были приняты в 1956 году и с тех пор общественная и политическая жизнь существенно поменялись. И сейчас рекомендуется писать «Бог», с большой буквы, так как в большинстве монотеистических религий (христианство или ислам) является именем собственным. Аналогично с большой буквы начинаются и все слова, напрямую относящиеся к Богу, например, «Божественный». В противовес в политеистических религиях, допускающих множество богов, используется написание с маленькой буквы. Равно как и в переносных значениях, например, «божий одуванчик». Антихрист — человек или существо, главный противник Христа (Бога в христианских религиях). Подразумевается, что Антихрист, имеет злую сущность и выдает себя за Бога. При этом Антихрист, аналогично Богу — имя собственное, поэтому пишется с большой буквы. Однако если слово применяется в переносном смысле, например, в ругательном или переносном ключе, то оно употребляется уже с маленькой буквы. Вот таким нехитрым правилам и буду следовать при исследовании культурного феномена «Омен».

The Omen / Знамение (1976)

Новелла «Знамение» вышла за пару недель до выхода на экраны США и Канады одноименного художественного фильма, в качестве своеобразной рекламной акции. И что удивительно, новелла, у меня никак не поворачивается язык назвать ее полноценным романом, исключительно из-за размера, не является самостоятельным произведением, которое было экранизировано. «Знамение» — всего лишь адаптация оригинального сценария Дэвида Зельцера. Адаптация качественная и произведенная непосредственно автором.

Новелла выполнена в традиционном стиле того времени. Повествование не затянуто, объем издания небольшой, книжица помещается в карман, ее удобно читать в транспорте урывками. Сюжетные перипетии не запутаны, а количество героев в произведении можно с легкостью удерживать в голове, читая книгу от случая к случаю. И это все не недостатки, а достоинства новеллы. Сверху еще добавлена нетривиальная тема, то, о чем многие боялись думать, а не только говорить или читать. Именно такие произведения становятся бестселлерами. В качестве альтернативных примеров могу привести новеллу «Смерть зверя с тонкой кожей», ставшей основой для кинофильма «Профессионал», или роман «Первая кровь» давший начало одноименному боевику с Сильвестром Сталлоне в главной роли.

Отличий между кинофильмом и новеллой немного. Зельцером добавлена пара связующих сцен, а также изменены имена некоторых героев, что никакого существенного отличия в сюжетную линию не привнесли.

В основе сюжета все строится на проникновении Антихриста в облике маленького мальчика, усыновленного послом США, в мир людей. Саспенс же базируется на сверхчеловеческих силах, которые стоят за Антихристом и расчищают для него дорогу. Как и полагается, а Антихрист, согласно верованиям христиан — есть зло, методы устранения препятствий исключительно кровавые, противостоять которым человек не в состоянии.

Благодаря случайности, а также нестройности рядов сектантов, информация о мальчике постепенно выходит наружу. Фотограф по фамилии Дженнингс, обнаруживает, что на фотографиях людей образуются дефекты, очень похожие на то, как эти люди впоследствии погибают. В качестве дополнительного свидетельства принадлежности мальчика к мистическим силам на его теле обнаружено родимое пятно в виде трех шестерок, которое в Новом Завете упоминается как число апокалиптического зверя. Постепенно Антихриста обкладывают со всех сторон и собираются убить особым способом, дабы лишить его физического тела и духа.

При прочтении новеллы создается полное впечатление, что автор досконально не знаком ни с христианской эсхатологией (воззрения на конец света), ни даже в общих чертах о христианском богословии. Так, надерганы факты, больше относящиеся к «городским легендам», смешаны в кучу и рассчитаны на не самого продвинутого в религии потребителя. Например, апокалиптический зверь вовсе не является Антихристом, равно как и сам Антихрист не есть Сатана. В христианстве, благодаря усилиям людей, продвигающих эту религию, все настолько запутано, что и профессионал не сразу разберется, не то, что писатель сценариев. Но цель новеллы вовсе не состоит в правдивом изложении сложных религиозных понятий, задача произведения как можно сильнее запугать читателя, дабы оправдать категорию ужастиков.

О Бугенгагене
Summoning what little strength remained, he traveled to Israel, carrying with him eight vials of morphine to deaden the pain that throbbed in his back. He was seeking the man named Bugenhagen, a name linked with Satan almost since the beginning of time. It was a Bugenhagen who, in the year 1092, found the first progeny of Satan and devised the means of putting it to death. It was again a Bugenhagen in 1710 who found the second issue and damaged it to the point where it could summon no earthly power. They were religious zealots, the watchdogs of Christ; their mission, to keep the Unholy One from walking the face of the earth.

Собрав остатки сил, он поехал в Израиль, захватив с собой восемь пузырьков с морфином, чтобы успокаивать пульсирующую боль в спине. Ему нужен был человек по имени Бугенгаген. Это имя связано с Сатаной с самого начала истории Земли. Именно Бугенгаген в 1092 году разыскал первого потомка Сатаны и изобрел средство уничтожить его. И в 1710 году другой Бугенгаген нашел второго потомка и лишил его возможности проявить какую бы то ни было власть на Земле. Это были религиозные фанатики, настоящие сторожевые псы Христа. Их задачей было не допустить власти Дьявола на Земле.

Автор подтверждает свое невежество в религиозной сфере и упоминанием Бугенхагена (перевод на русский язык фамилии религиозного деятеля произведен с немецкого языка по канонам принятым в прошлых веках, поэтому Бугенхаген в русскоязычных изданиях называется Бугенгагеном, впрочем, Бугенгаген звучит более воинственно). В истории религии был только один Бугенхаген, оставивший свой след. Иоганн Бугенхаген жил в 15-16 веках на территории современной Германии. Был богословом и одним из ярых сторонников Мартина Лютера, который в конце концов совершил раскол Римско-католической церкви с выделением из нее первого протестантского течения — лютеранства. И никакого экзорцизма за Бугенхагеном замечено не было. Кстати, главные герои в новелле исповедовали именно католицизм, главенствующее религиозное течение в США. Как и полагается, католики не очень чествуют лютеран, но Дэвиду Зельцеру можно простить невежество в сложных вопросах христианства из-за его происхождения, родился он в семье евреев и, вероятнее всего, воспитывался он в духе иудаизма, более древней оформленной религией, нежели христианство. В тексте есть и прочие несостыковки на религиозной теме, но автор нагрешил еще и с не религиозными фактами.

Например, фотограф, обнаруживший странные объекты вокруг людей на своих фотографиях, первоначально подумал, что это все брак пленки. И произошел он из-за банального перегрева ее при хранении или в фотоаппарате. Для подтверждения своей гипотезы он закупился в диком количестве пленкой Tri-X-600. Такая пленка действительно производилась компанией Kodak (одна из основных компаний по производству фотопленки в мире прошлого), но компания никогда не выпускала 600-ю пленку. Tri-X означает серию панхроматической черно-белой пленки, популярной у фотожурналистов. Особенность пленки в том, что она имеет равную чувствительность по всему диапазону видимого света вплоть до 700 нм, где уже начинается ближний спектр инфракрасного излучения. Цифра после названия серии означает светочувствительность. Изначально она измерялась по американскому стандарту ASA, а затем и по международному ISO. Так вот 600-й пленки Кодак никогда не выпускал, была 400-я, а следующая была 800-й.

Несмотря на некоторое количество религиозных и технических огрехов, новеллу могу порекомендовать к прочтению как отличный образчик популярной литературы середины второй половины прошлого века. Читается легко и непринужденно от начала и до конечной строчки. Но не стоит рассматривать новеллу как религиозное чтение, она исключительно развлекательное произведение для широких масс.

The Omen / Омен (1976)

Изначально студии отказывались снимать кинокартину по сценарию Девида Зельцера, религиозная тема, тем более повернутая на противодействии и торжестве темных сил, нравилась далеко не всем. Более того, ожидаемый фильм представлялся слишком уж мрачным для массового зрителя. Пока за работу не взялась студия «20 Век Фокс».

Но и тут не все шло гладко, назначенный режиссер картины Ричард Доннер предлагал несколько сгладить сюжет, не давая зрителю четкого представления о том, является ли мальчик действительно Антихристом, либо же все события, связанные с гибелью людей, спровоцированы исключительно стечением обстоятельств. Но Зельцер сумел отстоять свою позицию и в рассказываемой истории у зрителя нет никакого сомнения в том, что взрослая женщина скинулась с крыши здания и петлей на шее, перед родителями и детьми, исключительно по бессловесному приказу милого песика породы ротвейлер.

Ни Зельцер, ни Доннер в середине 70-х еще не были настолько знамениты и студия не ожидала от них хоть какого-либо серьезного успеха. Позже, Доннер срежиссирует двух «Суперменов», американский вариант «Игрушки», целую серию фильмов «Смертельное оружие» и прочие кинокартины. Но в прокате произошло настоящее чудо — при затратах на производство менее 3 млн долларов, только в США и Канаде она смогла собрать в 20 раз больше всего за несколько недель проката. Не говоря уже о прочих потоках из других стран, демонстрации по телевидению и видеопрокатах. Фильм про конец света пришелся очень кстати в начале декаданса американского общества на фоне возвышения величия их государства.

Помимо концепции внедрения Антихриста в человеческое общество, заложенное кинофильмом, немаловажным фактором его успеха стало качество исполнения кинокартины. Без огромного бюджета, но сделано качественно — именно так можно отозваться о фильме The Omen. Режиссерская и операторские работы — восхитительны, оператор часто берет крупные и средние планы, не забывая о принципах симметрии, фокусируется на эмоциях персонажей, а частые склейки держат зрителя в постоянном внимании. Но особо стоит остановиться на музыкальном сопровождении. Джерри Голдсмит сделал больше для кинокартины, чем все остальные. Его музыка акцентирует внимание зрителя на важных и драматичных сценах, поддерживает напряжение и выступает в своем роде закадровым голосом, поясняя зрителю места, в которых следует ужасаться происходящему на экране.

После всех трудов картина 11 раз была номинирована на награды и получила 4 из них. Результат более, чем достойный. Но в истории успеха присутствует и пара особенностей. На волне популярности всей франшизы в сети долгое время работал фанатский сайт посвященный фильмам серии, но потом он пропал с горизонтов. И только благодаря WayBackMachine можно ознакомиться с уникальным артефактом — сценарием кинофильма датированным 8 сентября 1975 года. Редко когда удается добыть сценарий к фильму, тем более снятому почти полвека тому назад. Хотя периодически проявляются энтузиасты, старающиеся собрать и сохранить для широких общественностей сценарии известных кинофильмов.

Еще один момент, который не может быть пропущен опытным зрителем. В сцене, снятой в Риме, главные герои прибывают к зданию госпиталя на автомобиле такси, который как две капли воды напоминает советский автомобиль «Жигули» то ли 3-й, то ли 6-й модели. Знакомые формы, хромированный молдинг по бортам, четыре фары и фирменные «клыки» на бампере. Встретить советский автомобиль в иностранном фильме — большая удача, зритель заметно оживляется, внутри начинает бурлить гордость за отечественный автопром.

Советские автомобили действительно экспортировали в Европу, в частности в Великобританию, Бельгию, Испанию и другие страны, но никак не в Италию. В Италии и без советского экспорта все было нормально с автомобилями. Если как следует присмотреться к автомашине на экране, то можно увидеть отличия от «Жигулей». Отличается бампер, другие ходовые огни и поворотники… Все так, герои приехали на Fiat 125, потомке прародителя всех советских «Жигулей». Особый шик Fiat добавил штампованный багажник на крыше. Все же конструкторская мысль и производственные возможности в Италии и СССР двигались одинаковыми шагами, а имея одну и ту же отправную точку — шли предельно параллельными курсами.

Сразу за сценой с Fiat 125 в кадр попадает другой интересный объект — лифт-патерностер. Некогда популярная конструкция лифтов непрерывного действия. Эдакий вертикальный лифтовой эскалатор. Подобные конструкции встречались и у нас. Например, в Москве патерностер все еще функционирует в здании Министерства сельского хозяйства России. Интересно не только наличие патерностера в церковном госпитале, но и его название. Petrnoster на латыни означает «Отче наш», а сама его конструкция напоминает чётки (приспособление для укрепления памяти при чтении молитвы). Совпадение ли это?

Можно ли рекомендовать «Омен» к просмотру? Как отличный образчик крепкого американского кино, с хорошим сюжетом и достойным саспенсом — да. Но следует учитывать, что изначальная категория фильма — ужастик, несколько подрастеряла свой накал за прошедшие с момента премьеры года. С тех пор кинематографисты поднапряглись и завалили кинотеатры тоннами мистических и религиозных ужастиков разных мастей. Зритель приелся и адаптировался. Посему «Омен» из события сезона превратился в строчку телепрограммы на ТВ3.

The Omen / Омен (2006)

The Omen

Римейк оригинального фильма вышел 6 июня 2006 года, ровно через тридцать лет после премьеры. С выпуском кинокартин специально подгадывали так, чтобы прокат начинался именно 6-го июня условно шестого года, дабы соблюсти правило трех шестерок.

Итак, «Омен» образца 2006 года создан режиссером Джоном Муром. Который до ужастика успел отметиться такими кинофильмами, как «Полет Феникса» и «В тылу врага», не шедеврами, но довольно крепкими фильмами. Сценаристом реинкарнации «Омен» официально стал все тот же самый Зельцер, хотя он и не принимал прямого участия в производстве. По факту доработкой сценария занимался Дэн Макдермотт в соавторстве с Чапом Тэйлором. Поскольку картина являет римейком, а сценарий фактически остался прежним лишь с незначительными переделками, то соавторы не были указаны как сценаристы по решению американской гильдии сценаристов.

Но вот все остальное было существенно изменено. Начнем с того, что прямо бросается в глаза. С актеров, занятых в постановке. Если в оригинальном кинофильме актеры имперсонированы, они лишь статисты, пешки в руках действия, то в варианте 2006 года, режиссер умудрился пригласить в кинофильм весьма достойную команду.

Роль главного героя, американского дипломатического работника Роберта Торна, исполнил Лёв Шрайбер. Шрайбер звезда серии «Крик», кинофильмов «Ураган» и «Цена страха», отметился он и в политическом триллере «Проект Ельцин» про выборы в России. Актер он опытный, но его умело затмевают персонажи второго плана.

Дэвид Тьюлис, исполнитель роли Дженнингса, фотографа–фрилансера, обладает не меньшим послужным списком, чем Шрайбер. А благодаря своей актерской харизме его персонаж выглядит куда объемней и живее воплощения главного героя. Если в оригинальной постановке о фотографе можно было сказать, разве что, тот ходит дома в шейном платке. То реализация Тьюлиса говорит о том, что фотограф переживает не из-за того, что его камеру сломали, а потому, что он не смог сделать снимок который хотел. Что его цепкий взгляд замечает детали, а острый ум позволяет находить решения нетривиальных задач. И при этом всем он боится смерти, хотя и призирает ее, и полон решимости действовать. Не менее яркое воплощение и у няни мальчика. Актриса Миа Фэрроу успела сняться до «Омена» в полусотне кинокартин, побывать замужем за Френком Синатрой, а заметной отправной точкой ее карьеры у нее стал фильм Романа Полански «Ребенок Розмари». Вроде бы ничего необычного она не делает на экране, а глаз за нее цепляется. От персонажа так и веет чем-то необъяснимым и потусторонним. Ну и конечно же Пит Постлетуэйт воплотивший роль отца Бреннана. Актер с характерной внешностью, больше подходящей либо для бравого военного, прошедшего через все возможные битвы, либо для уголовника, не побрезговавшего вашим кошельком в темном переулке. Но в картине он смиренный священник, застенчивый и переживший настоящую внутреннюю борьбу в прошлом. Ведь ему пришлось переквалифицироваться из последователя Сатаны, в праведного отца.

Еще одно существенное отличие между кинокартинами в том, что режиссер облегчил жизнь зрителю. Сидя перед экраном теперь не нужно ни о чем догадываться, все тонкие моменты объясняются и разъясняются персонажами. Нет никакой недосказанности и неоднозначности из-за потенциального додумывания происходящего как в кадре, так и за ним. Вполне в духе времени, хотя такие приемы характерны для дневных сериалов, когда нет необходимости постоянно пялиться в экран во время готовки, все происходящее дополнительно проговаривается. Но от экрана все же не оторваться, благодаря отличной операторской работе и динамичным сменам планов. В старом «Омене» картинка — классическая. Нет никаких острых ракурсов, кадр выстраивается скрупулезно. В современном (хотя с момента его премьеры прошло уже 17 лет) оператор применяет все доступные, в том числе и из-за миниатюризации, приемы по работе в кадре, что довольно плодотворно сказывается на картинке. Специальные эффекты — присутствуют, но во вполне разумном объеме.

Если с визуальной составляющей в фильме все в полном порядке, то музыкальное оформление не идет ни в какое сравнение с оригинальной версией. Джерри Голдсмит не дожил два года до римейка, поэтому музыкальным оформлением занялся ученик Голдсмита — Марко Белтрами. Марко, как кинокомпозитор, специализируется в основном по ужастикам и экшен кинокартинам. И несмотря на свой богатый опыт, а «озвучивал» он серию «Крик», «Война миров Z», «Обитель зла», «Факультет» и многие другие, превзойти своего учителя он не смог. Музыкальное сопровождение в новом «Омен» неплохое, но оно не цепляет зрителя, не нагнетает, а остается в фоне. Мало кто заметит, если сопровождение совсем отключить.

Для экономии бюджета кинокартину снимали на базе киностудии «Баррандов» в Чехии, поэтому в титрах довольно много «Юриев, Павлов и Иванов». Как оказалось, подобный аутсорсинг довольно неплохо работал в 2000-х. На студии были сняты такие кинокартины, как Doom, «Казино “Рояль”», «Хостел», «Чужой против хищника», «Трудно быть богом» и многие другие.

В одной из сцен кинофильма главный герой посещает оперу «Саломея». На развитие сюжета посещение оперы не имеет никакого влияния. Сцена встречи Торна и Бреннана могла произойти где угодно, но именно «Саломея» имеет определенное отношение к рассказываемой истории. Опера базируется на библейских историях про противоборство разлагающегося римского мира и зарождающегося христианского. Совпадение? Не думаю.

Объективно римейк кинофильма «Омен» не хуже и не лучше оригинальной кинокартины. Он совершенно другой, хотя и рассказывает ту же историю. При бюджете в 25 миллионов долларов, в прокате картина набрала 120 миллионов. Коммерческий успех налицо. Если «Омен» 1976 года рекомендуется к просмотру как приличный образец кинофильмов мистического толка того времени, то вариант от 2006 не уникален. Подобными изделиями до краев заполнены телеканалы класса Рен-ТВ. И даже качественный актерский состав не позволяет рекомендовать к просмотру римейк.

Versus

Задача по сравнению одного и того же, но представленного с разных сторон — заковыриста и нетривиальна. Как можно найти различия в идентичных предметах? История, рассказанная во всех трех произведениях, различается лишь в микроскопических деталях, которые настолько несущественны, что их можно опустить без вреда для внимающего. Да и история, мягко говоря, не вызывает особого интереса, так как довольно проста и не подразумевает особого мысленного напряжения для своего восприятия. Но почему тогда все три произведения вместе имели столь существенный успех?

На мой взгляд, оригинальный фильм (и роман), получили свою порцию успеха, так как умудрились восстать против религиозного ханжества. На экране происходит страшная история, а за кадром создатели насмехаются над предрассудками своих зрителей (премьера в определенную дату, манипуляции с отчетностью для отображения сборов с тремя последовательными шестерками и тому подобное). «Омен» стал событием, довольно ярким, чтобы его заметили. Что еще больше подстегнуло интерес зрителя. Римейк же выехал по большей части за счет грамотной пиар–кампании и интересе именно к оригиналу.



Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии