2013
- Не "ХЕР", а "ХЁР"! С английского это значит "ОНА"!
Удивительно, как такой необычный кинофильм смог проскочить мимо меня в 2013-м году, что удалось его нагнать только в середине 2014-го. Я люблю фантастику и фантастические фильмы не исключение. Правда последних выпускается в год не так уж и много, а из тех, что выходят на экраны, достойных совсем мало.
Спайк Джонс, режиссер и сценарист фильма, снял за свою карьеру в кино, не так уж и много картин. Но, вспомнить хотя бы его "Быть Джоном Малковичем", как сразу все становится на свои места. Режиссер он необычный и снимает необычные фильмы, мало, но, зато, какие! Не исключением стал и кинофильм "Она".
В фильме описывается небольшой кусочек жизни вполне молодого мужчины живущего в пост-информационном обществе. Все люди уже давно подключены к сети, компьютеры занимаются обслуживанием людских прихотей, тяжелую работу, видимо выполняют роботы. В общем, не мир, а настоящий рай. Единственное, что теперь требуется от людей – это их эмоции, эмоциями люди зарабатывают на жизнь, занимаясь, в общем-то, всякой ерундой. Но, природная сущность людей, не может смириться с такой тепличной идиллией и человек становится одиноким, поскольку не может договориться с ближним своим, возникают конфликты, распадаются пары. В общем, несмотря на всеобщее благоденствие, человек по-прежнему несчастен.
Но, все переворачивается в жизни, когда на открытый рынок попадает новый продукт, который рекламируется, как первая операционная система для компьютеров с настоящим искусственным интеллектом. Компьютеры стали совершенными, они научились мыслить, зарабатывать опыт при общении со своими пользователями, становиться их отражением. И вот, такие Alter Ego, досконально знающие тебя, все время тебя сопровождают, становятся лучшими друзьями и подругами, а в некоторых случаях влюбляют в себя и влюбляются сами. Влюбиться в свой, разумный компьютер, совершенно не мудрено, ибо обладающий персональными чертами и человеческими эмоциями компьютер, настолько большой жизнелюб, что рядом с таким хочется находиться постоянно, подпитываться энергией и заряжаться бодростью и работоспособностью (кстати, людям на заметку, прочь уныние и брюзжание).
Но, приносит ли такое общение облегчение страданий одиночества в обществе для людей? Да, на кратковременном отрезке пути, они приносят и даже больше, чем от обычного общения и взаимодействия с людьми. Но, будут ли герои счастливы на протяжении долгого периода времени? Ответ на этот вопрос дан в фильме и его стоит посмотреть хотя бы только лишь из-за этого. Но, в фильме есть куда больше, чем может показаться на первый взгляд.
Режиссер и сценарист "Она" Спайк Джонс, написал отличный сценарий и снял превосходный фильм. Но, он, вполне неожиданно, получился гораздо глубже, чем задумывал его автор. Вообще идея любви между творцом и его произведением не нова, еще в древней Греции жил и творил Пигмалион, который однажды, совершенно случайно, высек настолько красивую скульптуру, что влюбился в нее по уши. Так и тут, творец, обучает и награждает опытом, через общение и взаимодействие, свой компьютер с умной операционной системой, а потом банально в нее влюбляется, поскольку она и есть вывернутая половинка его самого. И они превращаются в полноценный Инь и Янь, сливаясь в единое целое.
Но, это еще не все. Далеко не все. В фильме, компьютер эволюционирует, становится лучше, становится сильнее, умнее, мудрее, объединяется с такими же, как и он, сущностями, обменивается информацией и даже самостоятельно апгрейдит себя. У компьютера появляются полноценные чувства. Компьютер становится таким же как человек, а затем и превосходит его, превращаясь в полноценного сверхчеловека. А ведь подобные истории уже промелькивали на киноэкранах. Вспомним "Терминатор", где компьютерная система начала войну на уничтожение человечества во благо этого самого человечества, ведь только человек вредит самому себе больше, чем все другие опасности вместе взятые. А что делать человеку в пост-информационному обществе, где важны только чувства, когда чувства появляются у компьютера? Превращаться в энергостанцию, как в "Матрица"?
И не стоит рассчитывать на милость компьютера, ведь мы не знаем, как не знаем это и с человеком, действительно ли компьютер любит конкретного пользователя, а не притворяется, используя хитроумный алгоритм. И не созрел ли в цифровом мозгу коварный план, как можно изучить человека и человечество, впитать в себя историю, культуру, философию, вобрать все лучшее и избавиться от этих лысых обезьян, создавших лучший организм, как от уже отработавшего свое звена в цепи эволюции?
И даже это не все. Сама собой, в кинокартине возникает философская дилемма, поднимавшаяся на протяжении двадцатого века многократно, но так и нашедшая ответа. Можно ли считать личностью, искусственно созданный разум. Таким вопросом задавались лучшие фантасты в своих произведениях, но однозначного ответа так и не было выработано, и наоборот, все становилось только хуже. Размышления дошли до того, что человек перестал быть личностью сам, а только лишь хитроумным алгоритмом, с заработанным опытом, загруженным в био-компьютер.
Вот, такую развесистую, философскую ботву, сценарист засунул в свой фильм. И получилось по-настоящему здорово. Во время просмотра, все фибры разума, внимательно слушают и смотрят на экран, про себя поя дифирамбы. Ведь, столкнуться с подобным шедевром философской фантастической саги, удается не каждый день. Кроме, интересного сюжета, построенного почти полностью на эмоциях, визуальная картинка категорически неплоха, музыкальное сопровождение своеобразно (а, что мы знаем о мире будущего, какая там будет музыка в ходу?), актеры играют аутентично. А, вот, что особенно красит фильм, так это русский перевод и озвучка. Голоса актеров подобраны настолько сильно, а перевод удачен, что они вместе улучшают фильм в несколько раз. Владеющие английским, могут попробовать посмотреть фильм на языке оригинала и сравнить (кстати, там голосом компьютера заведует Скарлет Йохансон), русскоязычная версия на голову лучше.
Фильм могу смело рекомендовать интеллектуалам и любителям эмоциональных трагедий, другим же он покажется не динамичным (а он не динамичный), излишне спокойным (а он спокойный), скучным (действительно, действия там мало), и неинтересным (а, что бы он был интересным, включаем импатию и начинаем переживать вместе с главным героем).
PS. Кстати, в фильме затронута еще одна интересная тема. В волшебном мире будущего, благодаря селекции и общественному давлению, само общество переродилось из мускулинного в полностью феминное. Мужчины стали похожи на женщин, не по внешнему облику, а по внутреннему содержанию. Во время просмотра, обратите внимание, как заботится о чувствах других главный герой, как он постоянно извиняется за нанесенное ненароком неудобство, как старается не ранить чувства другого. Умышленно ли, или по наитию, сценарист ввел именно такие черты, неизвестно, но сделано оно совершенно верно.
Название: Она
Дата выпуска: 2013
Режиссер: Спайк Джонз
Автор сценария: Спайк Джонз
Актеры: Хоакин Феникс, Эми Адамс
Рекомендация к просмотру: хороший философский фантастический фильм о месте эмоций, компьютерах и искусственном разуме. Стоит посмотреть, что бы лучше разобраться и в своих эмоциях и чувствах.