Воспоминания о войне

2008

Война — самое большое свинство, которое когда-либо изобрел род человеческий,
… война всегда была подлостью, а армия, инструмент убийства — орудием зла.
Нет, и не было войн справедливых, все они, как бы их ни оправдывали — античеловечны.

Книга Николая Никулина, ведущего сотрудника Эрмитажа, искусствоведа, произвела эффект настоящей бомбы. Бомбы, разорвавшейся в относительно мирное время, но скосившей немало буйных "голов". И не удивительно, ведь о той самой, Великой Отечественной войне, мы, нынешние поколения, знаем только то, что навешано нам на уши сначала советской, а затем, по инерции, уже и российской пропагандой.

rp_e428d-nikolai_nikulin-vospominaniia_o_voine.jpgТо, что мы знаем — Красная армия победила фашизм и освободила Европу. Да, погибло очень много советских граждан. Повсюду понатыканы безвкусные памятники и несусветные мемориалы. Исключением могут значиться, только скромные доски с именами ушедших на фронт и не вернувшихся с него сельских жителей, располагающихся в небольших деревушках. Остальное возведено в ранг святыни и совершенно неприкосновенно. Любая попытка разобраться в истории войны, вытаскивающая на свет, что-то неприглядное, сразу же расценивается как попытка осквернения светлой памяти павших воинов.

И вот, живя в такой геройской изоляции, постепенно забываешь, что то была за война, а реальными героями становятся "Три танкиста и собака". И только рассказы бабушек, да дедушек, лично участвовавших в сражениях, звенят далеким тревожным звоночком, который заставляет фильтровать льющуюся в уши воду пропаганды. И в книге Никулина (просьба не путать с его знаменитым однофамильцем Юрием Никулиным) раскрываются факты того, как происходила война, глазами ее непосредственного участника. И поведанное в книге, согласовывается, чудесным образом, с тем, что рассказывали родственники, а заодно и открывает глаза на то, что связано с официальным мнением.

Условно, книгу можно разделить на две части. В части первой на читателя опрокидывают чан с отвратительной болотной жижей под названием "Война, вид от первого лица". Здесь, молодой еще автор, попадает из блокадного Ленинграда, в тренировочный лагерь, а оттуда на передовую. Именно тут, читателю раскрываются глаза на то, какой ценой удавалось сдерживать натиск врага, про то, как за время боев, менялся несколько раз состав армий, про то, как удавалось взять огневые точки противника, только закрыв их трупами атакующих бойцов. В начале войны, Никулин воевал недалеко от Ленинграда, но попал в самое пекло боев. Он чуть не погиб, был несколько раз ранен, но смог пережить то ужасное время и вынести с полей боев много опыта и наблюдений.

Во второй части, повествование уже проще и не такое отталкивающее. Здесь автор придается воспоминаниям о различных историях, которые происходили за время войны и с ним, и с его однополчанами. Истории разрозненные, но еще больше обличают мерзкое подлинное лицо войны.

Что же такого написал Николай Никулин о войне, чего мы, современные россияне, практически не знаем. Ведь для нас война, это настоящий ореол романтики. Где бравые мужчины, ловко убивают врагов, а если кто и гибнет, то ему вечная слава и почет. Мужественные женщины, помогают раненым, вытаскивают их с поля боя, лечат в госпиталях. Дети и собаки, снабжают регулярную армию провизией и амуницией. Наши — герои и победители. Вот, собственно и все, что витает в голове. Даже о ходе, самой кровопролитной войны, мы знаем мало. Из крупнейших битв, только Сталинградскую, за Москву, взятие Берлина. Помним растиражированные подвиги Матросова, да 28 Панфиловцев. А еще честь и благородство русского спецназа в исполнении Бондарчука младшего.

Но, по Никулину, реальность была немного иной. Да, мы победили. Но победили очень дорогой ценой (разница просто ужасающая, если сравнить, хотя бы официальные потери каждой из воюющих сторон). Немецкие пулеметчики сходили с ума, убивая сотни и тысячи русских "иванов", ежедневно обреченно атакующих укрепленные позиции нацистов. В боях гибли лучшие люди, те, у кого была совесть, понятие о чести и достоинстве. А те, кто мог подставить ближнего своего, украсть, своровать и поступить нечестно, оставались в тылу и наедались до отвала, пока гибли те, остальные, от пуль, осколков, мороза, голода и вшей. Почему мы не помним об операциях на Волховском фронте? Где фильмы о Погостье, Мге и прочих, стертых с лица земли населенных пунктах? Почему о Невском пятачке, где плотность убитых 17 человек на квадратный метр, мы практически ничего не знаем? А подлость и непрофессионализм командиров всех уровней, единственным приказом которых было "В атаку!" не считаясь с жертвами, вообще нигде не упоминается.

Да и действия советских войск за границей СССР не всегда были гладкими и пушистыми. Мародерство, насилие, убийства и открытый грабеж. Все это было и отчасти поощрялось командованием. Месть — благородное дело, но мы о ней ничего не знаем, так как подобное поведение воинов, ставит слишком много жирных пятен на репутации страны. Но, не только за рубежом. Автор книги, честно, открыто и без прикрас, рассказывает и о незавидном положении женщин в Красной армии. Тут и Походно Полевые Жены (ППЖ), пускание по рукам наивных комсомолок и прочие "прелести" беззакония военного времени, где тот, у кого оружие и власть, становится местным царьком и творит деяния в соответствии со своими понятиями и интересами.

Но, особый упор, автор делает на бессмысленность огромных человеческих жертв, допущенных из-за слепого преклонения перед Хозяином (Сталиным), сотни тысяч и миллионы "иванов", гибли под вражеским огнем из-за тупости руководства, боязнью ослушаться приказа, от рук своих же заградительных отрядов, по доносам в СМЕРШ (СМЕрть Шпионам) и прочее, прочее, прочее. Никулин несколько раз заостряет внимание читателя на том, что бóльшая часть погибших, это честные и благородные люди, а всяческая шушера, окопавшаяся в тылу, при кухнях и штабах, потом будет собираться в советы ветеранов, участвовать в показушных мероприятиях и травить байки о боях, в которых не участвовала. И все почести и блага, будут доставаться именно им, а не настоящим героям, оставшимся навечно гнить в болотах Белоруссии.

Автор настолько документально описывает ужасы, происходящие на передовой, что поначалу, читатель, сопереживающий вместе с героем все события, начинает постепенно отстраняться. Его психика не может больше примерять на себя всю несправедливость событий и постепенно читающий скатывается до восприятия только фактов, становясь отстраненным наблюдателем. Тоже самое произошло и с самим Никулиным, он, по его же собственным словам, пообтесался, и у него открылись вторые силы. Он научился выживать на войне, не заключая сделку со своей совестью. Эта метаморфоза заметна и в повествовании, изменилась фокусировка с "как такое может быть", на "пока еще живем". И она очень важна в понимании того, что такое война. Человек существо очень гибкое и может адаптироваться к любым условиям существования, даже к самым неблагоприятным. Но, что это ему стоит? Не превращается ли он при этом в робота?

Книгу Николая Никулина я настоятельно рекомендую всем читателям, начиная от подросткового возраста и до самого позднего, не маразматического, состояния. Она подтверждает то, что немногие знали и так, и открывает заклеенные глаза всем остальным. Автор уже скончался, но его книга живет, она существует, как в печатном виде, так и в электронной форме. Совсем недавно обнаружил и аудио-версию начитанную под аккомпанемент фотокадров из военной хроники. Знайте свою историю...

PS. Во время чтения, несколько раз ловил себя на том, что кажется история повторяется. Вернее повторялась в совсем недавнем прошлом, в новой истории России. Чеченские кампании, судя по результатам, проводились примерно по тому же сценарию, что и бои в начале Великой Отечественной. Неопытные командиры, Хозяин, никто не считается с потерями бойцов. Люди — расходный материал, так было, и так осталось.



Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
trackback
9 лет назад

[…] страны противостоять врагу, а с другой отчаянному героизму русских Ива́нов, которых можно безнаказанно пылать пачками, кучками и […]