Что-то зачастили в последнее время к нам на экраны фильмы из Эстонии. Вот только недавно отгремел по голубым экранам фильм «Мандарины», как ему на смену пришел не менее интересный «1944». И что удивительно, оба фильма выбиваются из общей канвы «хлеба и зрелищ». Если нарратив фильма «Мандарины» был о Грузино-Абхазском конфликте, то «1944» наступил сразу на все больные мозоли, ведь в нем повествование ведется о Второй мировой войне и месте эстонского народа в ней.
Кинофильм «1944» хоть и снят добротно, с хорошими натуральными специальными эффектами, но иногда то тут, то там, нет-нет, да и проскочит небольшой лоскуток из самодеятельного театра. Но подобные всполохи местечкового непрофессионализма совершенно не портят впечатление от фильма, поскольку в его основе лежит идея ненужности и преступности братоубийственной войны. Не секрет, что в 40-е годы Эстония оказалась зажатой между молотом и наковальней. Маленькая страна, с крошечным населением старалась выжить, дабы быть не раздавленной ни катком военного насилия Советского Союза, ни сапогом нацистской Германии.
В фильме, зритель посмотрит на войну аж с трех сторон. Для начала он заглянет в окопы со стороны войск Германии в Эстонии, куда кто-то шел добровольно, а кого-то забирали насильно. Затем перейдет на сторону советских войск, где тоже есть добровольцы и принужденные воины. Ну и наконец, третья сторона, сторона мирных жителей, которые мечутся между воюющими армиями и не знают куда податься.
Особенностью «1944» можно смело назвать прямолинейность как характеров, так и изложения истории разных людей. В фильме нет ни единой негативной оценки действия героев. Они поступают так, как они поступают и у них есть веские причины находиться именно там, где они находятся. И получается, что не один из главных героев ни прав, ни виноват. Все герои были и стали жертвами обстоятельств. Впрочем, как оно обычно и происходит в настоящем, а не киношном мире.
Фильм удивительно нейтрален, возможно это заслуга современной школы эстонского кино, ведь в «Мандаринах» стилистика аналогичная. Полный нейтралитет и повышенный градус пацифизма. Выдержать такой стиль непросто, оттого «1944» смотрится без отторжения. Более того, кинофильм не противоречит никаким моральным устоям и вбитым в голову пропагандой ценностей.
Могу ли я рекомендовать к просмотру «1944»? Да безусловно. Фильм хорош во всех отношениях и вызывает стойкое сопереживание всему происходящему на экране, а кроме того, заставляет немного подумать, для чего и зачем? Зачем брат идет на брата и для чего малый народ примыкает то к одному врагу, то к другому. Смотреть обязательно!