На фоне эпического провала с дешевым суперсветлым объективом Rise-чего-то там, я не остановил попытки приобщиться к миру больших диафрагм на фотообъективах, но при этом оставаясь в рамках максимально разумного бюджета. В подобных стремлениях покупателей, как всегда поддерживают китайские производители, предлагающие широкий выбор объективов под все системы и за скромные деньги. На рынке можно встретить даже объективы с диафрагмой 0.95, что уже не просто суперсветлый объектив, а чрезмерно светлый. Конечно, циферка 0.95 выведена с приличной долей китайского оптимизма, а диванные исследователи определили, что в действительности там вовсе не f/0.95, а f/1.1. Но даже и 1.1 это очень и очень много. Еще каких-то 15 лет тому назад 1.8 или 1.9 считалось верхом расточительства и гордости наиболее обеспеченных фотолюбителей. Но времена идут, все меняется.
Конечно, заполучить линзу с f/0.95 в свою коллекцию очень интересно но, к сожалению, большинство китайских производителей пока не освоили выпуск автофокусных объективов в целом и для системы Fuji в частности. А работать с очень маленькой глубиной резкости без автофокуса очень не просто. О динамичных сценах придется сразу забыть, а в статике и без штатива придется полагаться на серийную съемку, чтобы хоть как-то попасть в фокус на нужном участке объекта за счет прецессии фотографа вдоль своей оси. Но не все так плохо в Поднебесной, есть там как минимум один производитель, который смог наладить выпуск автофокусных объективов в том числе и под Fuji X-Mount.
У Viltrox в линейке «светлых» объективов есть из чего выбрать. Все это автофокусные «фиксы», но подобрать нужное «стекло» под свои задачи вполне возможно. Хотя для начала следует определиться, для чего нужен объектив. Светосильную оптику используют в основном для:
- Портретной фотографии, когда требуется отделить модель от фона.
- Для получения красивых кружков нерезкости (боке) при ночной съемке.
- Для съемки в условиях недостаточной освещенности (ночью и на улице, под искусственным светом) без штатива.
- Для съемки звезд без применения следящих монтировок.
С пунктами 1 и 2 у камер с маленькими матрицами (кроп) все несколько сложнее, нежели у полнокадровых. Для получения адекватной и хорошо выраженной нерезкости для кроп-камер требуется более светлый объектив, нежели для полнокадровых камер. Поэтому, предлагаемые f/1.4 у Viltrox вполне укладываются в требования пунктов 1 и 2. Для отделения модели от фона, да и для съемки портретов, желательно иметь фокусное расстояние поболее. А вот для звездного неба и без следящей монтировки (устройство, поворачивающее камеру вслед за движением земли) желательно иметь широкоугольный объектив, иначе будут проявляться смазы на звездах при более коротких выдержках.
В присутствии большого выбора закономерно возникает внутренний ажиотаж и непонимание, какой же из вариантов стоит предпочесть. Длиннофокусный, короткофокусный, нечто посредине? В линейке объективов f/1.4 у Viltrox присутствует объективы со следующим фокусным расстоянием 13мм, 23мм, 33мм и 56мм. Что же взять?
Я предпочел вариант 33мм, так как это наиболее универсальное фокусное расстояние, близкое к классическим 50мм на полнокадровых камерах. С таким объективом можно ввязываться в любые съемки, начиная от «стрита» (бесцельная уличная съемка и шатания) и заканчивая робкими портретами моделей. А максимальная диафрагма в 1.4 позволит фотографировать в том числе и ночью на улице, без использования штатива.
В нынешнем «обзоре» я не буду приводить никаких MTF-графиков, публиковать фотографии кирпичных стен или настроечных таблиц и плакать над нерезкостью и аберрациями в углах. Да, Viltrox 33mm f/1.4 далеко не идеальный объектив. Да, на полностью открытой диафрагме он не резок. Да, при уменьшении диафрагмы до 4 он становится резким в центре, а до 8 по всему кадру. Да, при минимальной диафрагме в 16 у него опять все плохо с резкостью. Но ведь в реальной жизни мы фотографируем не таблицы и кирпичные стены, а вполне себе объекты сложной формы и субъекты сложной судьбы. Поэтому все нижеизложенное относится к субъективным впечатлениям от практического использования объектива в реальных условиях основывающемся на более чем 500 снимках в течение нескольких отдельных съемок. А что до MTF-графиков и таблиц, этого добра полно в обзорах других авторов.
Конструкция
Китайцы научились делать хорошо выглядящие объективы. Положа руку на сердце, Viltrox визуально, да и тактильно тоже, куда лучше, чем штатный зум у моей Fuji. А чего стоит покрытие темным хромом байонета? Может быть покрытие и не такое стойкое, чем просто проточенный металл, но даже визуально оно делает недорогой объектив натурально премиальным, что еще больше подчеркивается тактильными ощущениями.
Да и простенькая камера X-T200 с нацепленным Viltrox уже притягивает взгляд. Из неброского фотоаппарата она автоматически превращается в интересную репортерскую машинку или же в стильный аксессуар, особенно, если дополнить ее цветастым нашейным шнуром для переноски.
Отдельно хочется упомянуть металлическую бленду, идущую в комплекте. Если для большинства фотообъективов бленда не обязательный атрибут, то для Viltrox 33mm желательно ее использовать всегда, когда нет необходимости ловить в кадре художественные пересветы. Бленда подпружинена и одевается с легким усилием и заметным щелчком. В рабочем положении снимать крышечку защиты передней линзы не просто, так как лепестки бленды большие и шахта получается весьма глубокой и узкой. В транспортном положении бленда одевается на объектив обратной стороной.
Поскольку объектив не родной Fuji, впрочем, как и Sony, Panasonic и прочие, то встает вопрос, как обновлять на нем прошивку. Ведь обновление не только убирает старые ошибки, но и добавляет новые (функции, не ошибки). Процедура обновления через камеру, по очевидным причинам, не работает. Зато в объективе присутствует MicroUSB разъем (спасибо, что не MiniUSB), через который камеру можно подключить к компьютеру и на подключившийся USB-диск можно традиционными средствами операционной системы закинуть обновление. Но тут китайские товарищи оказались верными себе.
iPhone полюбили не за супер-качественные фоточки и не за мега-стабильную связь, а за внятный и понятный интерфейс пользователя. Китайцы же, впрочем, как и другие азиатские народности, например, японцы или корейцы, любят все запутать и усложнить. Так и у Viltrox. На официальном сайте, а я захотел обновить прошивку, оказалось две версии прошивки для какого-то silk screen и golden версий объективов. А мой ведь черненький и никакой позолоты или шелковых экранов на нем нет. Хорошо, что по факту выяснилось, что при подключении объектива к компьютеру, на диске объектива можно посмотреть какая актуальная версия прошивки там установлена и какого типа он сам. А обновление мне не потребовалось, прошивка оказалась последней.
При съемке
Объектив снабжен одним широким рифленым колесом для настройки фокуса. Привод электронный, поэтому что-то настроить можно только в режиме ручной фокусировки. Настройка комфортна для нединамического контента, слегка заторможена (тут особую роль играет еще и конкретная камера, да и электронный видоискатель/экранчик скорости не добавляют). Подстроиться в динамике быстро и точно не выйдет.
При съемке, когда достаточно света, лучше использовать режим постоянной фокусировки (AF-C), а если в кадре модель, то желательно включить фокусировку на глазах. Кстати, опытным путем выяснилось, что фокус по глазам на X-T200 не работает на котах. Глаза у них не той системы. Для фокусировки в условиях недостаточной видимости лучше обойтись блокировкой фокуса и однократной фокусировкой (AF-S).
Некоторые обзорщики упоминали, что мотор фокусировки у Viltrox работает на удивление тихо, особенно, если сравнивать с некоторыми объективами Fuji. Ни подтвердить, ни опровергнуть это утверждение не могу. Что Viltrox, что Fuji у меня работают одинаково тихо. Но вот качество фокусировки у Viltrox несколько хуже, процент промахов по фокусу 30, против 1 у Fujinon. И дело тут вот в чем.
Viltrox используется в основном тогда, когда недостаточно света, плюс недостаток резкости при полностью открытой диафрагме, приводят к тому, что фокусировка происходит дольше, а зачастую фокусируется не туда и не так. Для того чтобы уменьшить количество промахов, лучше использовать фокусировку только по центральной точке.
На объективе присутствует колесо выбора диафрагмы. Оно тоже электронное и содержит две зоны. Одна — зона автоматического выбора диафрагмы, она отделена от остальной зоны легким щелчком. Вторая — зона плавной регулировки (без щелчков) диафрагмы. Поскольку управление электронное, то работает оно, по крайней мере на моей X-T200 только в режиме приоритета апертуры (А) или же в ручном режиме (М). В остальных режимах, камера благоговейно игнорирует установки диафрагмы кольцом. Мне, конечно, хотелось бы иного поведения, ведь есть же зона автоматической установки диафрагмы. Но, тут все зависит от фотокамеры. В целом скорость фокусировки ничем особым похвастаться не может, штатный зум фокусируется точнее и быстрее Viltrox.
Поскольку объектив совместим с камерами Fuji, то все примененные настройки экспозиции сохраняются в профили фотографий. На самом деле этого не хватает у объективов без электроники.
На практике
Буду честен. Для чего берется объектив с f/1.4? Именно для того, чтобы его и гонять, преимущественно на диафрагме 1.4. Ведь, если прикрыть ее до 4, то тогда объектив с 1.4 и не нужен, так как его с головой (по всем характеристикам) кроет штатный пластиковый зум от Fuji. Поэтому большинство фотографий а обзоре сделаны именно на 1.4. Хотя, в некоторых случаях приходилось все же прикрывать «дырку», так как требовалось получить несколько лучшую резкость.
В объективе отсутствует встроенная стабилизация, да и матрица моего X-T200 не стабилизируется. Но при наличии диафрагмы 1.4 и нешумной картинки вплоть до ISO 1600 как таковой проблемы отсутствие стабилизации не составляет. В противовес, могу отметить, что ни ISO 1600, ни встроенный стабилизатор в штатном пластиковом зуме Fuji при съемках в темное время суток, не спасают от смазов. К сожалению, против физики не попрешь, и диафрагма 3.5 на штатном зуме пропускает куда меньше света, чем диафрагма 1.4 у Viltrox.
Обработка фото
На фотоаппарат я снимаю исключительно в формате RAW, а затем провожу конвертацию и обработку в Capture One. К сожалению, производитель не создал профилей для своего объектива под Capture One, впрочем, как и Phase One не озаботилась профилями в своем конвертере под объективы Viltrox, хотя пользователи многократно и слезно настаивали в отношении китайского производителя. Но все тщетно. Профили существуют только под Adobe Lightroom. При обработке в Capture One фирменные профили ой как не помешали бы, так как в некоторых случаях объектив необходимо корректировать и далеко не всегда такая процедура легко выполняется в ручном режиме. Но из-за отсутствия профиля я не вижу смысла перебираться в Light Room, отсутствие профиля лишь немного портит жизнь, но не более.
В остальном возможностей Capture One вполне хватает, чтобы обработать все сценарии, получаемые с объективом Viltrox. Исключение составляют, пожалуй, лишь космические аберрации в виде ярких фиолетовых гало вокруг ярких объектов на открытых диафрагмах. Там, где они возникают, нормально не отработает ни один RAW-редактор. Они настолько велики и сильны, что убрать их полностью никак нельзя, только обесцветить, чтобы они не бросались в глаза. И в Capture One приходится крутик, ответственный за удаление purple fringing, крутить на максимум. А в некоторых случаях использовать более серьезные инструменты, например, выборочный цветовой корректор.
Заключение
Мой изначальный скепсис, выработанные на обзорах объектива с MFT-графиками, после продолжительной работы с объективом Viltrox 33мм улетучился. Все страхи и недоверия полностью ушли, когда удалось познакомиться с объективом поплотнее, распознать всего его особенности, научиться применять его сильные стороны, а слабые места обходить стороной. И как оказалось, объектив не такой уж и плохой и им вполне можно пользоваться в повседневной фотожизни или применять его в особых съемках. По крайней мере, никакого отторжения он не вызвал. Хотя после первых кадров снятых на Viltrox, внезапно взвыло чувство о безвременно потраченных средствах. Но оно быстро прошло после того, как я привык к объективы и понял как с ним обращаться правильнее всего.
И еще несколько фотографий:
В самом начале 2023 года я попробовал поснимать звездное небо на Viltrox 33mm. И получил некоторый объем разочарования. Совсем небольшой, который можно отнести, в первую очередь, к особенностям объектива, но не к его недостаткам.
Отправился я на съемки ночного неба. Как раз в нашей местности проклюнулось солнце и ушла облачность. А луна удачно пряталась всю ночь за горизонтом. Самое время чтобы поснимать небесную сферу вдали от больших городов и их мощнейших засветок.
Но как оказалось, несмотря на заявленную диафрагму в f/1.4 использовать ее в полной мере нельзя, так как на объективе в полный рост появляется Кома. Коматическая аберрация обычно неравномерна по всему полю объектива и сильнее всего проявляется на углах кадра. С ярким проявлением Комы я столкнулся на недорогом ультра широкоугольном объективе. Казалось бы, Viltrox стоит существенно дороже и вроде бы как должен быть избавлен от подобного дефекта, но нет. Он на нем присутствует и портит финальное изображение.
Подобная аберрация выглядит как растягивание, размазывание единичного, точечного источника света, коим, без сомнения, является звезда на черном небе. Растягивание обычно сопровождается дополнительными световыми ареолами и может быть оформлено либо в две стороны (точка растягивается в эллипс) или же происходит растягивание к центру кадра (точка превращается в галочку). На Viltrox 33mm как раз второй случай.
Кома зависит от диафрагмы, чем она более открыта, тем явственнее проявляется дефект изображения. Поэтому мне пришлось провести небольшое испытание и проверить на каких диафрагмах возникает дефект, а начиная откуда уже можно жить.
Картинка довольно крупная, но по ней можно определить, начиная с какой диафрагмы коматическая аберрация перестает оказывать влияние при съемке ночного неба. Как видно, уже начиная с диафрагмы f/2.2 дефект пропадает. На f/2.0 он совсем еле-еле заметен, а на меньших (более открытых) диафрагмах он как раз таки хорошо виден. А ведь хочется-то получить на матрицу как можно больше света и открыть диафрагму на максимум. Ан нет. Придется слегка ее прикрывать.
Дополнительно я решил проверить, а что же у нас с родным объективом Fujinon XC 15-45mm. Наиболее открытая диафрагма на этом объективе f/3.5, что довольно много. Но объектив небольшой, легкий и для подавляющего количества применений его характеристик более, чем достаточно.
Как видно, для неярких объектов уже на f/3.5 все в порядке. А вот яркие растянуты и на f/4.0, что несколько затрудняет съемку звездного неба. Хотя на практике результат получается принципиально неплохим.
Хочется заметить, что на остальных режимах съемки, днем, например, или ночных сюжетов, где упор делается не на звезды, дефект размазывания Viltrox (да и остальных объективов) совершенно незаметен.