RISESPRAY 35mm 1:1.6 - имеет ли смысл брать или это всё деньги на ветер?

Я в принципе более чем доволен штатным объективом, который шел вместе с камерой Fujifilm X-T200. Он резок во всем диапазоне, имеет отличную картинку, позволяет приближать и отдалять сюжет. Что еще нужно среднестатистическому любителю пофотографировать? Но, оказывается, что хочется получить светосильный фикс, где диафрагму можно открыть максимально, что позволит отделять объекты съемки от фона и получать множество прочих преимуществ. И вот однажды, в студеную осеннюю пору, я из браузера вышел и погрузился в томительное ожидание нового объектива для моей камеры. И не простого, а фикса с фокусным расстоянием в 35 мм и максимальной диафрагмой 1:1.6. Итак, за каких-то 2.100₽ (это примерно 29$ или один поход с сумкой в магазин "Пятерочка" у дома) я получил нечто, что продавец гордо называет светосильным объективом для APS-C. А ниже, я попробую разобраться, действительно ли это объектив и стоит ли на него тратить целую сумку продуктов.

x-t200, cctv lens, risespray

Объектив Risespray 35 mm на Fujifilm X-200

Всего через месяц невыносимого ожидания, ко мне на стол попала долгожданная посылка с небольшой картонной коробочкой внутри. На коробочке четко виднелась единственная надпись CCTV Lense, что видимо означает, что внутри меня ждет тот самый объектив. Дрожащими руками я вскрыл коробку и передо мной оказался плод китайских инженеров (а он в свою очередь, вероятно, есть копия какого-то другого объектива, вероятно выпущенного на свет лет 60 тому назад). Объектив за 2000 рублей комплектуется передней и задними крышками, а сам выполнен из металла.  Металлический корпус спас объектив от разрушения и повреждения при перевозке. А вот задней крышке повезло меньше, от нее откололся приличный кусок с внутренней части. Но свою функцию она выполнять не перестала.

Объектив очень скромный в размерах, в руке ощущается тяжесть. При внимательном осмотре никаких визуальных повреждений и огрехов сборки на Risespray, а именно под этой торговой маркой был выпущен объектив, нет. Все собрано на удивление аккуратно, даже передняя и задние линзы у объектива идеально чистые. Нет пыли и внутри самого объектива. Но больше всего меня поразила байонетная часть. Настолько качественной обработки я не ожидал, первоначально вообще подумал, что байонетное крепление покрыто толстым слоем хрома. При первом и втором взгляде на объектив создается полное впечатление премиального продукта. А что же до характеристик?

Надписи на передней части объектива говорят нам, что объектив обладает высоким разрешением (HD) и имеет многослойное просветление (MC). Насчет разрешения посмотрим несколько позже, а вот передняя и задние линзы, действительно имеют просветляющие покрытия. Если взглянуть на них под определенным углом, то можно заметить фиолетовый отлив на стеклах. Просветление визуально выполнено без замечаний и применяется для увеличения светопропускания стекла за счет снижения поглощения света на границах перехода сред с сильно различающимися характеристиками преломления (стекло - воздух). А вот есть ли подобные покрытия на внутренних элементах - вопрос, так как судя по отзывам по аналогичным объективам в "интернетах" контровой свет подобные "стекла" не любят. К сожалению, погодные условия не позволили проверить эту функцию сразу, но при первой возможности обязательно протестирую объектив в условиях жесткого фронтального освещения. Объектив имеет фокусное расстояние в 35 мм, а его использование на фотокамере формата APS-C позволяет говорить об эквиваленте 50 мм объектива. Фокусное расстояние в 50 мм, в свою очередь, примерно соответствует углу зрения человека. Таким образом, 35 мм объектив на APS-C камере позволяет снимать наиболее нейтральные в плане человеческого восприятия снимки, они не слишком "широки" и не слишком "сжимают" пространство. На объектив можно накручивать фильтры с резьбой 42 мм, если потребуется.

risespray 1.6, объектив, f1.6

Байонетная сторона Risespray 35 mm

Объектив полностью ручной. Настройка на резкость осуществляется внешним кольцом с характерными выступами под пальцы. Минимальная дистанция фокусировки составляет 0.5 метра, а бесконечность начинается уже за 3-я метрами. Опытным путем было выяснено, что объектив допускает фокусировку "за бесконечность" и по хорошему требует юстировки. Опять же, судя по "интернетам" с подобной проблемой сталкиваются многие пользователи аналогичных объективов, а выпускаются они под несколькими торговыми марками. Есть даже рекомендации по откручиванию байонетного крепления от объектива и установку прокладок, увеличивающими рабочий отрезок. Но, я порекомендовал бы, в случае острой необходимости в юстировании, все же разобрать объектив и найти там винт ограничитель бесконечности. Но вернемся к настройке резкости. Выполняется она без рывков, очень плавно. При фокусировке происходит выдвижение переднего блока линз, но сам при этом он не поворачивается. Поэтому на объективе можно применять поляризационные фильтры. При выполнении тестовых съемок я использовал функцию "подсветки фокуса" (Focus peeking) моего Fujifilm, что существенно облегчает фокусировку на открытой диафрагме при работе с рук. А вот при применении штатива и съемке статических сцен я рекомендую применять обычную фокусировку по экрану/видоискателю с увеличением точки фокусировки. Так получается сфокусироваться намного точнее.

Настройка десяти лепестков апертуры (диафрагмы), как и фокусировка, осуществляется вручную кольцом ближе расположенным к байонету. Кольцо не имеет фиксированных положений, поэтому изменение диафрагмы можно осуществлять с филигранной точностью. Это же плавное изменение апертуры может быть с успехом использовано при видеосъемке, если, вдруг, кто-то начнет видеосъемку с объективом Risespray. Изменение диафрагмы осуществляется без рывков, а на экранчике фотокамеры, в режиме реального времени, можно с интересом наблюдать за тем, как изменяется глубина резкости и качество картинки. Объектив полностью лишен любой электроники, поэтому цифровая фотокамера абсолютно не в курсе какой фокус и какая диафрагма были установлены на объективе. Тем не менее, за время проведения тестовой съемки X-T200 ни разу не ошиблась в экспозиции или в балансе белого.

Так ради чего весь этот цимес с объективом? А все заради F1.6. Еще каких-то 10-15 лет тому назад, объектив с диафрагмой < F2.0 считался чем-то невероятно выдающимся и стоящим ощутимых денег, хотя гонка "светосильности" началась еще в ХХ веке. Основными ее двигателями стали ребята из репортерской братии. При репортажной съемке нет времени на расстановку света или выбор пленки. События развиваются стремительно, реагировать на них следует мгновенно. Важно получить технически годный снимок фиксирующий происходящее. Репортерам зачастую приходилось снимать в помещениях, вечером в сумерках, местах где нельзя использовать вспышку, там, где нужно получить кадр без смаза движения и "шевеленки". И светосильные объективы, с широко открываемыми диафрагмами пришлись как нельзя кстати. Ведь чем шире открыта диафрагма, тем больше света попадает на фотопленку, тем короче может быть выдержка. Как следствие повышенной светосильности, такие объективы обеспечивают малую глубину резкости, что позволяет удачно отделять фокусом объекты от фона. Особенно успешно данная техника применяется при фотографировании людей. Еще одним дополнительным следствием малой глубины резкости выступает красивое бокэ (кружки нерезкости).

Ну, что же, перейдем к краткому исследованию характеристик и практическому использованию объектива.

Распределение глубины резкости на RiseSpray

Первым делом проверяю насколько хорошо собран объектив. Нет ли в нем перекосов. По фотографии видно, что перекосов нет. Однако, глубина резкости, на полностью открытой диафрагме (F1.6) напоминают растянутую по кадру букву w. Хорошо это или плохо сказать затруднительно, но нужно иметь ввиду при формировании кадра.

RiseSpray 35mm 1.2

200% кроп фотографии решетки радиатора на Risespray с диафрагмой 1.6

Проверка на разрешающую способность объектив прошел с успехом. Такого ужаса, что я наблюдал на И-61, тут нет и в помине. Объектив свежий, в эксплуатации не был, технологии изготовления не стоят на месте, постоянно совершенствуются, что приводит к положительному результату.

Сравнение картинки при диафрагме 1.6 (максимально открытая) и 16 (максимально прикрытая) на RiseSpray

Наглядная демонстрация различия по глубине резкости при полностью открытой и полностью прикрытой диафрагмах.

поручень, грип, капли

Мизерная глубина резкости при полностью открытой диафрагме

Как видно из представленных фотографий, зона нерезкости у объектива вполне адекватная. Нет серьезных пертурбаций, дополнительных линий и ложных изображений. Тем не менее, максимально открытая диафрагма на объективах с простой конструкцией приводит к возникновению нежелательных искажений, аберраций. Подобные искажения возникают в виде цветных, чаще всего фиолетовых или синих, ореолов на границах с резким переходом ярких и темных участков.

Аберрации на примере вендингового автомата

На примере выше приведен вендинговый аппарат с напитками. Аппарат установлен у стены из своеобразного штакетника и на первый взгляд фотография вполне нормальна, но 100% увеличение границы между деревянным домиком и небом показывает существенное искажение в виде дополнительного цветного ореола. Если снимать тонкие ветви деревьев на фоне светлого неба, а именно такие снимки чаще всего обнаруживают аберрации, то ситуация с искажениями может привести к технической забраковке фотографии. Но не следует думать, что только объектив Risespray подвержен негативным искажениям. Вовсе нет. Любой объектив с открытой диафрагмой будет давать цветные контуры в тех или условиях, в тех или иных размерах. Производители объективов знают об этой проблеме и прикладывают массу усилий для исправления ситуации. Они усложняют конструкцию объективов, добавляют элементы позволяющие минимизировать искажения, что сказывается на размерах объективов и особенно на их цене. Но вовсе не хроматические аберрации основная боль объектива.

дерево, дупло, трава, дорожка

Дупло и фонарь

Ввиду скромного размера объектива и его адаптации под APS-C световое поле, генерируемое линзами, практически равно площади используемой матрицы. Что в свою очередь приводит к двум последствиям. Первое связано с наличием виньетирования кадра, по углам кадр затемнен. При съемках в реальной жизни виньетирование не смертельное и от него можно относительно безболезненно избавиться. А вот второе последствие куда более серьезное. Я снимаю только в Raw-формат и получаю полную картинку со всей матрицы моего фотоаппарата. Пытливый взгляд читателя наверняка уже приметил замыливание по углам некоторых фотографий, которые я привел выше по тексту. А на фотографии с дуплом они более, чем очевидны. Падение резкости к краям кадра и искажения в этих же зонах говорят о примитивнейшей оптической схеме объектива и, вероятнее всего, об отсутствии в ней асферических элементов. Впрочем, от объектива стоимостью в сумку еды другого ожидать и не стоило.

сруб, окна, стекло, дворец, коломенкое, risespray

Фрагмент стены дворца Алексея Михайловича

Единственным способом борьбы с подобным заваливаем снимка можно считать только способ с использованием только центральной части кадра. С 24-ю мегапикселями на борту это не большая проблема, но сужается поле зрения, да и вообще. Хотя если использовать Risespray 35 мм на камерах с формфактором Micro-4/3, где матрица меньше, чем у APS-C, то проблема будет куда менее выраженной. А эти объективы выпускаются под все основные байонеты и отличаются только ответной частью байонетного крепления (того самого, что вызвало восторг своей обработкой). Но Risespray обладает еще одним недостатком, который способен перечеркнуть его основное достоинство. Посмотрите на диптих фотографий ниже.

Различия по резкости кадра при диафрагмах 1.6 и ~5

Дуплет фотографий был снят с применением штатива и очень точной фокусировкой с двойным приближением. На фотографии снятой с диафрагмой 1.6 фокусировка осуществлялась на самую близкую часть фонарика, в левой части снимка. Но даже при этом в кадре ощущается нерезкость. Вызвана она в первую очередь возникновением тех самых оптических искажений, что возникают при съемке высококонтрастных сюжетов. Только здесь они представлены уже по всему кадру. Единственный способ избавится от них - прикрыть диафрагму. Но тогда светосильный объектив автоматически превращается в объектив обычный.

древо, небо, тучи

Одинокое дерево. С фокусировкой тут явный промах.

Фокусировку на объективе необходимо выполнять самостоятельно, руками, ориентируясь на показания шкалы, либо по видоискателю/экранчику фотоаппарата. Глубина резкости на полностью открытой диафрагме и минимальной дистанции фокуса составляет всего сантиметр, поэтому фокусировка должна быть очень точной. Для объектов в пределах 0.5-3 метров фокусироваться нужно как можно аккуратнее, а вот свыше 3-х метров объектив уже переходит в бесконечность и требования к точности фокусировки падают (но тут не забываем за возможность сфокусироваться за бесконечность). Тем не менее при работе с Risespray возникает определенная сложность в выборе верного фокуса. И дело тут даже не в самом объективе, сколько в его связке с фотокамерой. При работе со штатива и со статичными сценами можно и нужно фокусироваться увеличивая фрагмент кадра на который нужно сфокусироваться. X-T200 позволяет применять двухступенчатое увеличение, что обеспечивает очень точную фокусировку.

котэ, розетка

Котик и розетка

Но при работе с рук сфокусироваться с приближением, особенно максимальным очень тяжело. Все трясется и поймать точку фокусировки очень не просто. Одним из решений может выступать подсветка фокуса (focus peaking). Но и тут все не так просто. Из-за возникающих аберраций, алгоритмы фотокамеры принимают за фокусированные участки искажения изображения. Поэтому при съемке с рук нужно быть готовым к частым промахам.

Но так ли плох Risespray? Выполняет ли он те самые функции, ради которых его брали? Попробую разобраться.

переход

Подземный переход. F1.6 ISO640 1/75s

Использование светосильного объектива для съемок в условиях недостаточного освещения - то, что доктор прописал. Однако, проблемы с фокусировкой и искажениями очень сильно сужают поле для использования объектива. Кадр с подземным переходом как нельзя лучше подходит для описания ситуации с недостаточным освещением. Натриевые лампы хоть и позволяют получить сносное освещение гнусным оранжевым цветом (на снимке существенно скорректирован баланс белого), но не способны предоставить достаточное освещение, тем более по всему видимому спектру (у натриевых ламп спектр свечения узок). Поэтому фотографирование в таких условиях требует определенной сноровки. При полностью открытой диафрагме на Risespray камера поставила выдержку 1/75 секунды с ISO в 640 единиц. Чего более чем достаточно для "заморозки" движения и проработки сцены.

салон автобуса

Искусственное освещение в салоне автобуса. F1.6 ISO800 1/75

Еще один кадр в условиях, когда для получения удобоваримого результата необходима высокая светосила. X-T200 вкупе с Risespray справился очень хорошо. Выдержка получилась необходимо короткой для устранения смазов от движения автобуса, чувствительность удалось сохранить на половинном значении от максимальной чувствительности у X-T200 после которой необходимо начинать принимать отдельные меры по устранению шумов (это ISO1600).

поезд, метро, платформа, народный ополченец

Поезд метро "Народный ополченец". F1.6 ISO1000, 1/75

Но настолько ли выигрывает объектив с диафрагмой 1.6 против комплектного объектива от X-T200? Объектив Fujinon 15-45 способен дать максимально открытую апертуру в 3.5 (на 15 мм). Соответственно разница между 1.6 и 3.5 составляет пять раз (сравниваем площади открытой диафрагмы) или почти три стопа.  Однако, Fujinon оснащен системой внутриобъективной стабилизации, способной скорректировать "шевеленку" до 4-х стопов. Плюс, запас по ISO. Таким образом, получить тот же результат с объективом со стандартной светосилой и X-T200 вполне можно. Да, стабилизация не поможет в "заморозке" движения, а сверхвысокие чувствительности ISO добавят шума в кадр. Но использование Fujinon 15-45 не станет препятствием для получения аналогичного снимка.

автобус, улица, пеугеот

Автотранспорт. F1.6 ISO1600 1/20

А вот при фактически ночной съемке с рук использование не светосильного, а обычного объектива привело бы либо к чрезмерному повышению чувствительности и как следствие к шумам, либо к излишне длительной выдержке, что добавило бы "шевеленки" и смазов движений. В данном случае применение Risespray вполне оправдано, если нет особых требований к качеству картинки.

монетки на портмоне

Монетки на портмоне. F1.6 ISO200 1/10

В отношении небольшой глубины резкости со стандартным объективом ничего поделать нельзя. Нельзя получить маленький грип, если максимальная диафрагма 3.5 или вообще 4.5. На выручку тут могут прийти только возможность по формированию сцены, когда за объектом съемки все находится на удалении, да программные способы наложения (поговаривают, что последних продуктах они очень не плохи) глубины резкости.

столб, бокэ

Боке

Японцы те еще извращенцы и именно они первыми начали заморачиваться по поводу зоны нерезкости на фотоснимках. И пошло поехало. Производители, потакая желаниям своих клиентов, еще больше начали вдалбливать в головы потребителей новую и неимоверно важную характеристику своей продукции. И вот спустя какое-то время уже все фотографы начали проводить измерения у кого боке лучше, больше, красивше. По поводу последнего, тут все остается на совести авторов фотографий, кому-то нравятся цветные пятна нерезкости на фотографиях, кому-то наоборот нет. Что же до Risespray, то с боке, по крайней мере в темное время суток у него все в полном порядке. Тут нет никаких гаек или колец. Только честные круги, да овалы.

дьяковский крес

Крест у дьяковского поселения

Получить аналогичное размытие на не светосильном объективе уже затруднительно. Это касается как ночных, так и особенно дневных снимков. Впрочем, программное обеспечение по постобработке постоянно совершенствуется, поэтому наложить красивый эффект размытия можно позже (или включить функцию размытия прямо в камере). Да и то, если таковое принципиально требуется.

Итак, попробую подвести итог. Стоит ли приобретать Risespray 35mm 1:1.6 ? Краткий ответ нет, даже за ту цену, за которую его продают.

Несмотря на все достоинства объектива у него полно недостатков, которые не позволят полноценно насладиться результатами съемки с Risespray. К сожалению, все то, ради чего можно приобрести данный объектив, не реализовано в нем полноценно. Диафрагма 1.6 конечно шикарна, но не позволяет в полной мере ее использовать из-за наличия чрезмерных искажений, которые реально портят картинку. Использование же прикрытой диафрагмы полностью обесценивает само применение объектива, так как даже штатные объективы выполняют ту же работу, но куда эффективнее. Светосильность в целом - штука приятная, особенно при съемке ночью и с рук. Частично ее можно скомпенсировать увеличением чувствительности, применением стабилизированных объективов. Но опять же излишнее количество искажений не позволяет использовать максимально открытую диафрагму. Боке? Но это один снимок из двух-трех тысяч, где на него обращают внимание. С другой стороны Risespray вполне подойдет для обучения фотографированию, любые ошибки с его помощью становятся очевидными. Да и разломать, что сомнительно при его монолитной структуре, его совершенно не жалко. Применять объектив для каких-то особых, художественных целей и постоянно таскать его с собой в сумке? Сомнительно, так как в подавляющем большинстве случаев все художественные задачи решаются обычным объективом, а тот самый случай может вообще никогда не произойти. Поэтому мой ответ "нет". Лучше подкопить и приобрести более качественный светосильный объектив, удовольствие от использования которого будет куда выше.



RISESPRAY 35mm 1:1.6 - имеет ли смысл брать или это всё деньги на ветер?: 7 комментариев

  1. Аноним

    Спасибо, пришел по ссылке с алиэкспресса. Не буду пожалуй покупать данное чудо.

  2. Александр

    Какую альтернативу вы видите этому объективу за скромный бюджет?

      1. Александр

        TTARTISAN 35mm f1.4 хвалят как лучший вариант из китайских.
        Как вы думаете, стоит рассматривать к покупке?

          1. kvv Автор записи

            Тут надо смотреть индивидуально. Многие и этот объектив хвалят.

  3. Уведомление: Viltrox 33mm f/1.4 – практический опыт | Многобукфф

Добавить комментарий